Дело Арины Остроушко - яркий пример того, как истцам в делах о врачебных ошибках следует идти до конца даже при проверках нескольких ведомств (Минздрав Омской области, Алтайское бюро СМЭ) в пользу медиков.
Сразу скажу о невысокой сумме компенсации (500 тыс. рублей родителям погибшей девочки). Дело в том, что в суде имеет значение то, что доказано. А доказать удалось косвенную причинно-следственную связь между дефектами медпомощи в Одесской ЦРБ и смертью девочки. Была бы прямая связь – компенсация оказалась бы выше.
Но очень интересно то, о чем проговариваются в ходе процесса ответчики. Представитель Одесской ЦРБ сообщила, что за последние восемь лет к ним поступили 64 пациента с менингитом, а летальный исход наступил только у Арины. Не слишком-то это согласуется с утверждениями, будто ребенка нельзя было спасти.
И вот что меня насторожило в этом процессе. Представитель Одесской ЦРБ сокрушался, что даже 50-тысячная выплата будет для больницы катастрофична. И… ни разу в рамках процесса не привел доводов в подтверждение этого. Неужто был настолько уверен, что родители девочки суд проиграют?
И ЦРБ, и Минздрав Омской области крайне неприглядно повели себя по отношению к пострадавшим. Чего стоит попытка обвинить маму Арины в позднем обращении в больницу – когда свидетели на суде подтвердили, что запаздывания не было: едва у малышки появились симптомы заболевания, Нина Остроушко тут же привела ее в ЦРБ.
Специально для чиновников напомню: Минздрав как орган исполнительной власти обязан защищать права пациентов. А раз уж не захотели быть на стороне пострадавших, для сохранения имиджа лучше было вовсе не появляться в суде (заставить нельзя) и воздержаться от поразивших многих омичей пресс-конференций.
Встав на сторону родителей Арины, Минздрав области упрочил бы свой имидж. А Одесской ЦРБ (как подведомственной Минздраву) пришлось бы приложить максимум усилий для заключения мирового соглашения с пострадавшими.
На мой взгляд, в этом деле Одесская ЦРБ сама вырыла себе яму. Родители Арины настаивали на немедленном переводе ребенка в ГДКБ №3 Омска и предприняли для этого все усилия, даже за свой счет обеспечивали транспорт. Если бы в ЦРБ этому не противились, то больница сейчас не фигурировала бы в качестве проигравшей стороны по судебному делу. Хорошо бы это взять на заметку врачам всех райбольниц.