75 лет назад подписанием 13 марта 1940 года Московского мирного договора закончилась советско-финская война. Финляндия потеряла 11% своей территории со вторым по величине городом Выборгом, а 430 тыс. мирных финских жителей были переселены вглубь страны. А где же День Победы!? Почему не восславляем подвиги Красной Армии в той победоносной войне? Стесняемся что ли?
Причины войны вначале были обозначены как чисто территориальные, даже как локально-территориальные. Точнее, советские власти были якобы обеспокоены безопасностью своих границ, которые на северо-западе страны почти вплотную проходили рядом с Ленинградом. Отсюда и первые предложения финнам со стороны Советского правительства: Финляндия отодвигает границу на 90 км от Ленинграда, сдает в аренду СССР полуостров Ханко для создания там советской военно-морской базы с 4-тысячным гарнизоном, передает Советскому Союзу ряд островов в Финском заливе, а СССР в порядке обмена передает Финляндии территории в Карелии общей площадью вдвое большей, чем отдают финны.
Финское правительство не согласилось с таким предложением, так как обмен был откровенно не равноценным: вместо важных во всех отношениях прибрежных, стратегических, промышленно-развитых и обжитых территорий им предлагались глухие карельские заболоченные леса. Заключившая с СССР договор о ненападении Германия посоветовала финнам согласиться с предложениями СССР. Герман Геринг дал понять министру иностранных дел Финляндии Эркко, что требования о военных базах надо бы принять и на помощь Германии надеяться не стоит. Швеция дала ясно понять о своей позиции нейтралитета, а со стороны других государств не поступило серьезных заверений о помощи.
На Финляндию, таким образом, согласованно давили две самые сильные в военном отношении державы Европы. Они уже поделили мир на сферы влияния.
Однако упрямые и «агрессивные» финны, мало того, что не согласились с «мирными» предложениями Кремля, они еще и начали артиллерийские обстрелы советских территорий. Если не верите в эту чушь – почитайте советскую официальную ноту: «26 ноября, в 15 часов 45 минут, наши войска, расположенные на Карельском перешейке у границы Финляндии, около села Майнила, были неожиданно обстреляны с финской территории артиллерийским огнем. Всего было произведено семь орудийных выстрелов, в результате чего убито трое рядовых и один младший командир, ранено семь рядовых и двое из командного состава.
Советские войска, имея строгое приказание не поддаваться провокации, воздержались от ответного обстрела». Ответной нотой финны заявили, что обстрел был зафиксирован финскими постами, выстрелы были произведены с советской стороны, что на границе у финнов есть только пограничные войска и нет орудий, тем более дальнобойных.. Новая нота СССР гласила: «отрицание со стороны правительства Финляндии факта возмутительного артиллерийского обстрела финскими войсками советских войск, повлекшего за собой жертвы, не может быть объяснено иначе, как желанием ввести в заблуждение общественное мнение и поиздеваться над жертвами обстрела. Отказ правительства Финляндии отвести войска, совершившие злодейский обстрел советских войск, и требование об одновременном отводе финских и советских войск, исходящие формально из принципа равенства сторон, изобличают враждебное желание правительства Финляндии держать Ленинград под угрозой». СССР объявил о своем выходе из Пакта о ненападении с Финляндией.
То, что эти утверждения советской стороны не соответствуют действительности, на наш взгляд, бесспорно. Финляндия уж никак не могла рассчитывать на успех в случае военного столкновения. В стране к этому времени царили пацифистские настроения. В целях экономии в Финляндии с 1927 года вообще не проводились войсковые учения. Финансирование армии постоянно сокращалось парламентом: угрозы не существовало, а с СССР был заключен долгосрочный Пакт о ненападении. Выделяемых средств едва хватало на содержание армии, а денег на закупку вооружений парламент вообще не выделял. Вся военная промышленность состояла из трех заводиков; патронного, порохового и артиллерийского. Танков и военной авиации у Финляндии не было. И такая бы страна начала военные провокации на границе с мощнейшей военной державой??!! Исключено.
Напротив, опасаясь провокаций, финны принимали соответствующие меры. Главнокомандующий финской армией Маннергейм отмечал: «Когда я лично побывал 26 октября на Карельском перешейке, генерал Неннонен заверил меня, что артиллерия полностью отведена за линию укреплений, откуда ни одна батарея не в силах произвести выстрел за пределы границы…»
Тем не менее в 8 часов утра 30 ноября войска Ленинградского военного округа перешли границу Финляндии на Карельском перешейке и в ряде других районов. В тот же день советская авиация бомбила и обстреляла из пулеметов Хельсинки; при этом пострадали в основном жилые рабочие кварталы. В ответ на протесты европейских дипломатов Молотов заявил, что советские самолеты сбрасывали на Хельсинки хлеб для голодающего населения (после чего советские бомбы стали называть в Финляндии «Молотовскими хлебными корзинами»). При этом официального объявления войны так и не последовало.
Весь ход войны невозможно описать в одной колонке. Поэтому снова вернемся к целям войны. Отодвинуть границу от Ленинграда – это еще как бы понятно. Но вот что не вписывается в эту, казалось бы, обоснованную логику.
Как только Красная Армия в течение первого дня войны заняла первый финский населенный пункт – поселок Териоки, там тут же было создано «Народное правительство» во главе с московским коммунистом финном Отто Куусиненом. Это правительство было немедленно признано Советским Союзом, а уже 2 декабря в Москве состоялись переговоры между правительством «Финляндской демократической республики» во главе с Отто Куусиненом и советским правительством во главе с В. Молотовым, на которых был подписан Договор о взаимопомощи и дружбе. В переговорах также принимали участие Сталин, Ворошилов и Жданов. Москва объявила о том, что предыдущее правительство Финляндии бежало и, следовательно, страной более не руководит. СССР заявил в Лиге Наций, что отныне будет вести переговоры только с новым правительством. Вот тебе на!! Вот это номер! Вот и «отодвинули границы» на безопасное расстояние!
Дальше – больше. Создается Финская Народная Армия.
Еще с 11 ноября 1939 г. началось формирование первого корпуса «Финской народной армии» (первоначально 106-я горнострелковая дивизия), получившего название «Ингерманландия», который укомплектовывался финнами и карелами, служившими в войсках Ленинградского военного округа.
К 26 ноября в корпусе насчитывалось 13 405 человек, а в феврале 1940 года - 25 тыс. военнослужащих, которые носили свою национальную форму. Эта «народная» армия должна была заменить в Финляндии оккупационные части Красной Армии и стать военной опорой «народного» правительства. «Финны» в конфедератках провели в Ленинграде парад. Куусинен объявил, что именно им будет предоставлена честь водрузить красный флаг над президентским дворцом в Хельсинки. (Напоминаю – цель «вынужденной» войны – всего-то «отодвинуть границу» от Ленинграда!) ЦК ВКП(б) разработал инструкцию о создании на оккупированной территории Народного фронта. А солдаты разучивали новую строевую песню «Принимай нас, Суоми-красавица».
Мы приходим помочь вам расправиться,
Расплатиться с лихвой за позор.
Принимай нас, Суоми — красавица,
В ожерелье прозрачных озёр!
13 декабря 1939 года СССР как страна-агрессор был исключен из Лиги Наций. Непосредственным поводом к исключению послужили массовые протесты международной общественности по поводу систематических бомбардировок советской авиацией гражданских объектов, в том числе с применением зажигательных бомб. К протестам присоединился и президент США. Он в декабре объявил Советскому Союзу «моральное эмбарго».
Когда стало ясно, что война затягивается, а финский народ не поддерживает марионеточное правительство Куусинена, его задвинули в тень и более не упоминали про него. Откровенная авантюра не прошла. Мир пришлось заключать с законным правительством Финляндии.
Никаких параллелей! Боже упаси! Ни на что не намекаю. Только сто раз проверенные факты и точные цитаты.