Получившая широкий общественный резонанс разборка маршрутчиков-газелистов на остановке ДСК-2 со стрельбой и двумя пострадавшими может закончиться пшиком…

Еще 27 января группа вооруженных молодчиков избила двух предпринимателей Артема Зайцева и Гамлета Акопяна, занимающихся частным извозом на маршруте №362 «ДСК-2 – МСЧ-9».


В зоне риска

Произошло это действо в стиле лихих 90-х прямо на остановке общественного транспорта, на глазах у десятков свидетелей. Для пущей убедительности в серьезности своих преступных намерений нападавшие сделали в сторону пострадавших еще и несколько выстрелов из пистолета. Один мужчина со сломанной ногой и кровоизлиянием в мозг оказался на больничной койке, второй – с многочисленными гематомами на голове и теле переводил дух в домашних апартаментах.

Правоохранительные органы тогда публично пообещали тщательно разобраться в нестандартной ситуации и принять меры в строгом соответствии с Законом. В Омске сфера частных перевозок давно уже находится в зоне повышенного риска. Из-за криминального прошлого и настоящего ряда заметных игроков газельного рынка, из-за растущих объемов ежедневной выручки, из-за высокой конкуренции и кипящих страстей вокруг каждого маршрута, каждой подвижной единицы. Несколько дней, пока местные СМИ еще живописали подробности очередной криминальной разборки, полиция и мэрия Омска активничали, успокаивали общественность и пострадавших. Дескать, «разберемся», «наведем порядок», «возьмемся за превентивные меры».


У семи нянек…

Комментируя инцидент в стенах департамента транспорта, Артем Зайцев (с еще не сошедшими синяками на лице) уже тогда сомневался в каких-либо позитивных результатах. И на то у него были вполне конкретные основания.

С мэрией диалог «на равных» и «в интересах легального бизнеса» давно уже не задался, и перевозчики вынуждены были подать на местное самоуправление иск в суд. На сегодняшний день они выиграли тяжбу в арбитраже: Фемида признала, что департамент транспорта превысил свои полномочия, разорвав с предпринимателями договорные отношения на ряд маршрутов, не имея на это достаточных правовых оснований.

Сложнее складываются взаимоотношения с местной полицией. У пострадавших (и не только этих двух!), для которых моральный и физический прессинг со стороны нелегальных перевозчиков под вывеской «Автодор» длится уже третий год, сложилось стойкое впечатление, что сотрудники правоохранительных органов умышленно и откровенно… прикрывают противоправные действия группировки. Появившаяся в СМИ и соцсетях информация о том, что глава управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции МВД по Омской области Александр Карасев является одноклассником и товарищем лидера Некоммерческого партнерства перевозчиков Николая Артемьева, проливает свет на многое, но не на всё. Объективности ради, все-таки не Карасеву же подчиняется вся омская полиция! Есть еще такой интересный Отдел по борьбе с организованной преступностью, который рапортует время от времени о разоблачении в Омске «страшных и ужасных ОПГ». Есть еще прокуратура, ведомство, осуществляющее надзор за соблюдением Законов, в том числе и со стороны правоохранительных органов. Есть еще, в конце-то концов, гарант Конституции губернатор Виктор Назаров, который мог бы сказать свое веское слово относительно творящегося беспредела на омских дорогах.

Но многочисленные обращения потерпевших в полицию заканчиваются стандартными отказами в возбуждении уголовных дел и откровенными отписками. Самое удивительное, что в подтверждение своих заявлений об угрозах убийством, о побоях, о причинении материального ущерба граждане прикладывают и доказательную базу. Где свидетельские показания, где судмедэкспертизы и экспертные заключения, а где и видео с места событий. Но результат неизменен – «в возбуждении уголовного дела отказать»… Судя по хронологии отказников, львиную долю вины за избиение частных перевозчиков на ДСК-2 в конце января можно смело «вешать» на местных стражей порядка.

Чтобы не быть голословным в столь неожиданных выводах, обосную свою мысль фактурой.

В арьергарде…

В конце ноября предприниматель Макаров А.И. обращается с заявлением в Отдел полиции №4 в связи с тем, что нелегально работающая компания «Автодор» и ее представители стали оказывать давление с целью недопущения работы маршрутных такси ИП Макарова.

Со слов последнего, «сотрудник «Автодора» под угрозой физической расправы и повреждения автомобилей переманивал собственников автомобилей на переход в «Автодор». 07.12.2014 года заявителю в возбуждении уголовного дела отказали по причине «отсутствия события преступления». Так и написал старший лейтенант полиции М.В. Иванов: «угрозы в адрес сотрудников ИП Макарова какими-либо активными действиями не сопровождались». С таким подтекстом, что, дескать, вот если бы избили, покалечили или убили, тогда – другой расклад!

Пострадавший недоумевает, почему не опросили тех, кому непосредственно угрожали, почему не отразили то, что ряд водителей, восприняв угрозы реально, вынуждены были перейти к «нелегалам». Тогда, возможно, у полиции бы выстроилась иная картина произошедшего.

- Сложилось впечатление, что ни социальный аспект проблемы, ни криминальный, ни правовой не интересуют наши доблестные органы правопорядка, - комментирует отписку из ОП-4 Александр Макаров. – Они или не могут, или не хотят работать на упреждение ситуации, предпочитая констатировать печальные последствия…

Здесь – помню, а здесь - забыл

В то время как ст. лейтенант Иванов писал отказ по жалобе ИП Макарова А.И., аналогичные события развернулись на другом конце города. 04.12.2014 года на телефон «02» обращается индивидуальный предприниматель Ситников С.Ю. С его слов, на остановке общественного транспорта (ООТ) «Стрельникова» представители НП «Безопасный город» незаконно требуют взимание платы за некие «диспетчерские услуги», «угрожают водителям ИП Ситникова физической расправой и повреждением автомобилей». Преступные намерения высказывает гражданин Вакарин В.

Майор полиции Трунов Д.В. из ОП-7 УМВД России по г. Омску опросил ИП Доронина (представителя НП), который подтвердил, что дал указания не пускать автомобили Ситникова в общую очередь, но «самому выезду на маршрут автомобилям ИП Ситникова никто не препятствует, данные машины могут работать по собственному графику и интервалу» (еще бы написали – «и в любой части города», чтобы абсурдность подобных трудовых взаимоотношений стала особенно наглядной!).

Источник противоправных действий – гр. Вакарин В.В. «все отрицал». Итог скоропалительного и поверхностного разбирательства от ОП-7 можно предугадать: «Исходя из вышеизложенного, учитывая, что угрозы повреждения автомобилей и причинения телесных повреждений не носили реальный характер, а могли быть высказаны в ходе обоюдного словесного конфликта, в действиях Вакарина В.В. состав преступления, предусмотренного особенной частью УК РФ, отсутствует». Данное Постановление майор Трунов писал 13 декабря 2014 года, видимо, уже зная, что накануне, а именно 11 декабря, от гражданина Ситникова в его же ОП-7 и ему же лично на исполнение поступило еще одно заявление. Утром этого дня С.Ю. Ситникову позвонили его водители и сообщили, что к ним применяют насилие и угрозы, не дают работать. Частник выезжает на ту же ООТ «Стрельникова», где тот же гр. Вакарин уже без лишних слов бьет его дважды рукой в лицо. Инцидент попадает на камеру припаркованного рядом автомобиля. А соответствующее заявление избитого ИП – в полицию.

Казалось бы, теперь «змею» не отвертеться и ему придется-таки ответить по Закону. Но не тут-то было! 19 декабря майор Трунов вновь выносит… отказное постановление, мотивируя его тем, что «в БУЗОО БСМЭ для проведения судебно-медицинского исследования был направлен АКТ СМО Ситникова С.Ю., однако в настоящее время результат не получен». Странная формулировка, явно не в ладах с логикой и русским языком, но самое главное, что на момент вынесения «отказника» (19.12.2014 г.) копия Акта судебно-медицинского освидетельствования №16373 от 11.12.2014 г. была предоставлена в распоряжение полиции.

Впрочем, с Актом или без Акта, но данное дело с вполне приличной доказательной базой с мертвой точки так и не сдвинулось. До сих пор.

Это – «группировка»!!!

17 января 2015 года за 10 дней до разборок на ДСК-2 гражданин Ситников пишет заявление на имя начальника УМВД России по г. Омску Шумакова А.П. В нем заявитель пишет черным по белому уже обобщенные выводы по многочисленным ранее сообщенным фактам, так как, видимо, сомневается в том, что это в состоянии сделать сотрудники полиции:

«Прошу Вас привлечь к уголовной ответственности известную мне группу лиц, которые на протяжении двух месяцев терроризируют, избивают, угрожают, портят имущество, вымогают деньги, понуждают к закрытию предпринимательской деятельности меня и еще ряд предпринимателей»… Далее идет перечень лиц и организаций, которые, по мнению заявителя, активно занимаются в Омске противоправной деятельностью. ИП Ситников особо подчеркивает, что «накат» идет в отношении легальных перевозчиков, прошедших конкурс на право владения маршрутами, имеющих официальные договоры с мэрией Омска. Более того, физические действия конкретно гр. Вакарина В.В. в отношении него, Ситникова С.Ю., четко подпадают под юрисдикцию УК РФ.

Как следует из письма на имя главного городского полицейского Шумакова А.П., от НП «Безопасный горд» и НП «Автодор» пострадали пять частных перевозчиков и «у нас у всех есть написанные заявления в разные отделы полиции на действия данной группировки».

Безнадзорщина!

Как отреагировал начальник УМВД России по г. Омску на сообщение о том, что на вверенной ему территории открыто действует, по мнению адресата, организованная преступная группировка, нам доподлинно не известно. Ответа до сих пор нет. Отреагировала лишь прокуратура Советского АО. Сначала помощник прокурора округа Л.В. Усольцева 13-го января взяла 10 суток на «проведение дополнительных проверочных мероприятий», затем 23-го января (за 4-е дня до инцидента на Левобережье) замппрокурора В.Е. Петряков отменяет постановление майора Трунова об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению ИП Ситникова С.Ю., но по обращению последнего от 04.12.2014 года. А что же по обращению от 11.12.2014 года?! Где имеется видео, имеется Акт судмедэкспертизы… В этой части – тишина. Случайность или закономерность?! Судя по логике творящегося в Омске транспортного беспредела, скорее всего, второе.

Получается, что избиение перевозчиков Акопяна и Зайцева 27-го января на остановке ДСК-2 спровоцировали… местные правоохранительные органы! Своим систематическим бездействием, своей странной заинтересованностью в выгораживании представителей известной «группировки».

Причина следствия…

Еще больше убеждает в этом печальном выводе ход следствия по событиям 27-го января. Общеизвестно, засвидетельствовано, что двух частников избивала группа лиц в составе не менее 5-ти человек (по разным данным, от 5 до 12 человек, но никак не менее пяти). А вот уголовное дело возбуждено в отношении одного конкретного лица. «Паровозом» вызвался быть представитель группы «Автодор» Константин Штейн. Человек взял на себя ответственность и преспокойно курсирует по Омску «под подпиской». Мое недоумение по данному поводу следователь Юлия Шелипова парировала самым жестким образом:

- Вы не являетесь юридически образованным человеком. Я ни перед кем и ни по какому вопросу отчитываться не собираюсь. Я лицо самостоятельное, а все мои действия прописаны в УПК РФ. Там имеются четкие основания для заключения под стражу…

Не поспоришь. Только в той части, что от квалификации преступления, которую дает именно следствие, и зависит во многом дальнейший результат.

Пока по версии следствия, именно гражданин Штейн в одиночку избил до потери пульса сначала Зайцева, а потом покалечил и Акопяна. Вот только с показаниями других лиц, с зафиксированными выстрелами это развитие событий никак не вяжется. Складно вписывается данная версия только в интересы «Автодора» - уйти от ответственности с минимальными потерями, а, возможно, и без таковых.

Ведь что получится в дальнейшем, если следствие придет к «неожиданным» выводам, что гр. Штейн избил двух человек? Пока эти двое будут лечиться, затем с жалобами обивать пороги полиции, прокуратуры и судов, К. Штейн, заполучив справку о любых повреждениях (не проблема!), подаст иск в суд в порядке частного обвинения и с легкостью докажет, что эти двое напали на него одного. Найдутся и свидетели. А чтобы противостоять этому, нужно в суд истребовать материалы уголовного дела, что либо затормозит надолго расследование, либо вообще суду будет отказано. Другим словами, сегодня развалить дело, тем более, когда силовики не горят желанием им заниматься, проще пареной репы. Были бы желание, деньги и связи. Со всеми этими вещами у «группировки», можно предположить, полный порядок.

Желания подмять под себя рынок муниципальных пассажирских перевозок – хоть отбавляй, денег – по разным оценкам, в нелегальном секторе Омска крутится от 3 до 5 миллиардов рублей, то есть предостаточно, о связях мы уже упоминали – «одноклассник Саша Карасев» не даст прозябать под натиском правоохранительной машины.

По информации Артема Зайцева, которую ему сообщила следователь Шелипова, она собиралась возбудить дело по ст. 111 ч. 3, но ей отказала в этом… прокуратура КАО г. Омска. Как такое возможно в отношении процессуально независимого лица, я, честно говоря, так и не понял. Возможно, где-то произошел сбой в передаче информации.

Очевидное – вероятное?

Впрочем, до сих пор гипотетически возможен справедливый и законный сценарий. По факту причинения тяжких телесных повреждений группой лиц по предварительному сговору общеопасным способом возбуждается уголовное дело по соответствующей статье УК РФ, где предусмотрена иная ответственность лиц и такая мера пресечения, как «взятие под стражу». Только так изоляция подозреваемого из области вероятности переместится в сферу реальности. Ведь Зайцев и Акопян, с которыми мне довелось переговорить на предмет доверия следствию, в один голос сказали, что «пока Штейн и его дружки находятся на свободе, правдивых показаний от свидетелей ждать не приходится»:

- Люди реально боятся. За свою работу, за свою жизнь и за жизнь своих близких. И это уже не просто слова. И «Автодор», и «Безопасный город» сегодня воспринимаются в Омске как хорошо организованные преступные группы. Со всеми вытекающими последствиями.

Поймут ли это наконец-то ответственные, наделенные властью, государственными полномочиями и, надеюсь, офицерской честью, лица?! Не все ведь меряется деньгами…

   

Александр Грасс