Если бы не дефекты лечения со стороны медиков Одесской ЦРБ, девочку, вероятно, можно было бы спасти - сделали вывод эксперты Санкт-Петербургского бюро СМЭ.
Буквально на днях, 6 марта, может быть вынесено решение по делу Арины Остроушко. Напомним: малышка скончалась после лечения в Одесской ЦРБ Омской области (и ГДКБ №3 Омска). Ее родители, виня в этом одесских медиков, обратились в суд.
В Одесский райсуд уже пришла экспертиза Санкт-Петербургского бюро СМЭ. О выводах экспертов подробно рассказал на состоявшейся 3 марта в Центре медицинского права пресс-конференции управляющий ЦМП, представитель истцов Алексей Панов.
Изучив материалы дела, семь экспертов пришли к выводу, что изначально медики Одесской ЦРБ обоснованно заподозрили у девочки острую кишечную инфекцию. Однако ночью 9 июня 2013 года оставили больного ребенка без тщательного наблюдения дежурного врача. Как следует из записей в меддокументах, в стационаре за состоянием девочки следили только медсестры, а это дефект медпомощи.
Затем и обследовали малышку не в полном объеме: Арине не провели УЗИ головного мозга. Из-за этого, хотя диагноз гнойный менингит медики поставили верно, серьезные осложнения выявили с запозданием. А это отек головного мозга, ДВС-синдром (нарушение свертываемости крови) и инфекционно-токсический шок. Из-за этого запоздания лечение тоже оказалось с дефектами: назначались неверные дозы гормональных препаратов для терапии отека мозга, неадекватной была терапия коррекции инфекционно-токсического шока. Малышку запоздало перевели на искусственную вентиляцию легких и нерационально выбрали антимикробную терапию.
Все это, сделали вывод петербургские эксперты, сыграло отрицательную роль в дальнейшем развитии заболевания, вызвав все новые осложнения.
И хотя прямой причинно-следственной связи между дефектами медпомощи и смертью ребенка эксперты не выявили (поскольку причиной стала не зависящая от действий медиков гемофильная инфекция), косвенную все же нашли.
«Допущенные дефекты снизили эффективность лечебных мероприятий, - подчеркнули эксперты, - при недопущении дефектов вероятность благоприятного исхода (предотвращение смерти Арины Остроушко) повышалась...».
Из заключения петербургских экспертов можно сделать вывод, что у малышки оставался пусть небольшой, но все же шанс выжить - если бы рядом с ней в ту роковую ночь 9 июня был врач, если бы провели все обследования и правильно лечили одесские медики (нарушений в работе врачей ГДКБ №3 не выявлено).
Кстати, часть перечисленных дефектов сразу же после случившегося выявила проверка управления Росздравнадзора по Омской области (врио руководителя был тогда Александр Московский). Но ЦРБ упорно судилась с контролирующим ведомством, оспаривая предписание об устранении нарушений.
- На сегодня имеются противоречащие друг другу выводы и экспертизы, - пояснил Алексей Панов. – Проверяющие Минздрава области и эксперты Алтайского бюро СМЭ дефектов в оказании медпомощи ребенку не нашли. А вот Росздравнадзор, эксперт из Израиля и семь экспертов Санкт-Петербургского бюро СМЭ их выявили. Теперь решение – за судьей.
Наталия Гергерт