На фоне приближения первой годовщины экономического противостояния России и Запада по принципу око за око появилось немало проигравших - это соратники президента Владимира Путина, которым запрещен въезд в США, европейские фермеры, которым запретили продавать в Россию фрукты, и немецкие производители электрического оборудования, лишившиеся пятой части товарооборота с Россией. Но в бурном море между Исландией и Шотландией можно найти одного выигравшего - это крошечные Фарерские острова.
Поскольку эти восемнадцать открытых всем ветрам скалистых островов не входят в ЕС, потоки санкций и ответных мер миновали их. Таким образом, прошлогоднее эмбарго России на импорт продуктов, введенное против стран, которые приняли против нее санкции, дало зависимым от рыбного промысла Фарерским островам фактическую монополию в России на крупнейший предмет их экспорта: свежего лосося.
Согласно данным, опубликованным в четверг, объем продажи лосося с Фарерских островов в Россию в период с сентября по декабрь составил 79 млн долларов, что представляет собой более 40% от общего объема экспорта лосося в стоимостном выражении, по сравнению с только 7% за аналогичный период 2013 года. Средняя цена свежего лосося, отправленного в Россию за эти четыре месяца, примерно на 25% превышала среднюю цену свежего лосося, проданного в другие страны, согласно правительственным данным.
«Людям нужны продукты питания. России нужны продукты питания», - заявил в интервью изданию Кай Лео Холм Йоханнесен, премьер-министр Фарерских островов.
50-летний бывший владелец компании, торговавшей рыбопродукцией, добавил: «Другие могут думать о чем угодно, но они ни за что не запретят нам торговать продуктами. Никогда».
Когда появилась новость об ответных санкциях России, Йоханнесен, по его словам, отдал распоряжение своему персоналу отправить в Москву срочное сообщение: «Мы не являемся частью ЕС - мы полностью за его пределами».
Острова находились под датским господством в течение почти шести столетий, но после Второй мировой войны они достигли соглашения с Данией о самоуправлении, которое предоставляет Фарерским островам независимость в вопросах торговли.
Продажа рыбы во времена войны и мира уже давно является хлебом насущным для Фарерских островов. Крошечная страна снабжала Великобританию в период Второй мировой войны и подписала соглашение о рыбном промысле с Советским Союзом в 1970-х годах.
После срочного сообщения Йоханнесена фарерцам быстро стало ясно, что Москва не собирается бойкотировать их.
«У нас не было выхода», - заявил Азамат Юсупов, поставщик элитных российских ресторанов, который полетел на Фарерские острова через несколько дней после объявления о санкциях. В частности, он посетил рыбные фермы компании Hidden Fjord.
Была только одна проблема: Hidden Fjord еще не получила разрешения от российской ветеринарной инспекции, хотя компания впервые подала заявку еще в 2011 году.
Чтобы попытаться сгладить острые углы для фарерских экспортеров, Йоханнесен решил отправиться в Москву лично. Он прилетел туда с двумя помощниками 7 сентября. Датские чиновники поступили сообразно своим законным обязательствам, поспособствовав организации визита, несмотря на то, что эти переговоры помогли Фарерским островам получить выгоду от российских санкций в отношении Дании и других стран Европы.
После встречи делегации с сотрудниками Росрыболовства федеральное агентство объявило, что Россия ускорила ветеринарную апробацию фарерской рыбы, и пообещало, что таможенная служба будет работать в тесном сотрудничестве с фарерскими чиновниками.
Несмотря на это, экономическое процветание в результате санкций и усилия премьер-министра по укреплению связей с Россией поставили перед некоторыми жителями Фарерских островов неудобные вопросы.
«Фарерским островам не пристало говорить слишком много об этом вопросе, - отметил глава крупнейшего производителя лосося на островах, компании Bakkafrost, Регин Якобсен. - Если мы будем высказываться, то мы должны высказываться от лица Запада».
Йоханнесен, который стал премьер-министром в 2008 году, не оправдывает свои действия. Отвечая на вопрос о критике Якобсена, он парировал: «Если бы он должен был высказываться от лица Запада, то он бы не экспортировал в Россию ни килограмма».
Антон Трояновский