Спорная победа фотографа и блогера Дмитрия Барулина над сайтом БК55 в суде по поводу защиты его авторских прав не стала препятствием для нашего ресурса, чтобы взять у него интервью.

 

Напомним, Барулин обвинил БК55 в неоплаченном использовании его снимков, которые он размещал в социальных сетях.

 

- Здравствуйте, Дмитрий. Поздравляем вас с победой.

 

- Спасибо.

 

- Какова сумма, в которую оценил суд ваши авторские права?

 

- Тридцать пять тысяч рублей - это за фотографии, плюс судебные издержки. Затраты на нотариуса, на адвоката. Там получается 52 с лишним. Я точно не расслышал сумму, но она будет указана в решении, которое будет готово на следующей неделе.

 

- Когда получите деньги?

 

- Это зависит от работы судей и судебных приставов.

 

- На что собираетесь потратить выигрыш после получения?

 

- Странный вопрос, конечно.

 

- Почему странный?! У вас есть некая сумма. Вы ее на что-то планируете потратить. Мы же живем в государстве, где все за деньги продается.

 

- Давайте я вам встречный вопрос задам: вы получите когда свою следующую зарплату, вы ее на что потратите?

 

- Коммунальные расходы, питание, оплата обучения ребенка. Что вас еще интересует из моей личной жизни?

 

- То есть какие-то личные расходы?! Вот, скорее всего, у меня так и будет.

 

- Значит, на личные расходы пойдет выигранная сумма? На благотворительность эти деньги не пойдут?

 

- Большая часть этой суммы уйдет на расходы адвоката. Сумма, которая была по издержкам, она меньше той, которую мне нужно выплатить адвокатам. Говоря другим языком, с этой суммы практически я ничего не получу.

 

- Все получит адвокат?

- Ну, практически да. А также нотариус, который заверял, и остальные судебные расходы. Госпошлина и так далее.

 

- А в чем тогда радость от победы? В ощущении самости?

 

- Ощущение в том, что СМИ постоянно пользуются фотографиями различных фотографов, и это было до сегодняшнего дня, в принципе, у нас безнаказанно. Было несколько арбитражных судов, но в обычном суде, когда фотограф судится со СМИ, такого в Омске у нас еще не было. Я создал прецедент, и теперь другие фотографы могут на это смотреть и отстаивать свои права в суде. И знать, что любые фотографии, снятые даже на телефон, не обязательно они должны быть сделаны профессиональным фотографом на фотоаппарат, как в моем случае, они будут знать, что могут заявлять свои права на СМИ. А СМИ в свою очередь должны либо соглашаться с их условиями и выплачивать им какие-то гонорары, либо тогда в судебном порядке выплачивать суммы, которые больше.

 

- Таким образом вы открыли у нас поле деятельности для тех , кто нажимает на кнопочку в собственном телефоне? Можно нажимать на кнопочку и при этом зарабатывать деньги. Я правильно понимаю?

 

- Вы сейчас говорите примерно как представитель ответчика в суде, что такая фотография всего лишь нажимание на кнопочку.

 

- Я говорю о том, что есть фотография художественная, как работают фоторепортеры на профессиональной технике. А вы говорите как раз совсем о другом. То, что снято непонятно чем, и непонятно как.

 

- Вы можете зайти в социальную сеть «Инстаграм» в топ пользователей и увидеть, что снимают люди на телефон. Иногда это лучше, чем на другую технику.

 

-Эту вашу позицию вы озвучивали, когда вами проводилась выставка фотографий на телефон. Не все фотографии, которые таким образом делаются, могут использоваться в прессе. А если используются, то, как правило, они плохого качества.

 

- К сожалению, это технические особенности.

 

- Да, это технические особенности, которые не красят издание, но, к сожалению, оно обязано этими материалами пользоваться. Иногда некоторые события можно этим иллюстрировать.

 

- Не все фотографии и снятые на фотоаппарат, можно использовать в СМИ. Тут больше все зависит от фотографа. А не от того, на что он нажимает.

 

- Если фотограф снимает на хорошей технике и при этом делает плохие снимки их никто не покупает. Но своей победой, я так понимаю, вы открыли новую веху. Теперь на собственном телефоне можно зарабатывать деньги.

 

- От суда деньги заработать нельзя. А от фото да. Люди должны знать, что за продажу фотографий с телефона они получают деньги. Если это какой-то эксклюзивный фоторепортаж и нет других снимков, то почему бы не выложить фотографии с телефона. Тем более, что это очень часто и в нашем регионе, и даже такие агентства, как «Асошиэйтид пресс» или ИТАР-ТАСС, они, если других фотографий нет, берут с телефона и выставляют в свою ленту. Это нормальная практика.

 

- То, что своими действиями вы очень сильно замедляете деятельность интернет-СМИ, противоестественным вам не кажется?

 

- У меня сложились рабочие отношения со многими СМИ, как омскими, так и федеральными.

 

- Вы предлагаете заключить с вами договор?

 

- Это может быть договор постоянный, это может быть договор разовый. Как правило, если человек выложил что-то в социальных сетях, найти его телефон или просто написать ему проблемы не составит.

 

- Дмитрий, вот СМИ выложило ваши фотографии. Внизу у всех разрешенных СМИ указан телефон редакции. Что мешало набрать его и сказать: «Люди вы использовали мои фото, а заплатите мне денюжку»?

 

- Мешало то, что, как правило, такие издания в данном случае просто удаляют фото. То есть какое-то время эти фотографии провисели, просмотры были, реклама сработала. В вашем случае просмотры рекламы более 100 тысяч, если обращаться к каждому рекламному объявлению. Это тоже есть в материалах дела. И потом просто фотографии удаляются. Соответственно СМИ выгоду получило, а фотограф ничего.

 

- Я правильно понимаю: желание построить коммуникативную связь со СМИ, в данном случае я имею в виду БК55, не присутствовало?

 

- Связь должна строиться СМИ с фотографом. Фотограф сделал снимок, СМИ должно к нему обращаться и спрашивать.

 

- СМИ делает «горячий» материал. Оно старается побыстрее его выложить.

 

- У нас есть Гражданский кодекс. Ваше СМИ его нарушило. Это было доказано сегодня судом. И вы мне пытаетесь утверждать, что «горячие новости» еще что-то.

 

- Дмитрий, я не пытаюсь ничего утверждать. Я спрашиваю, что вам мешало набрать номер телефона редакции и сказать: «Уважаемая редакция, а заплатите мне»? Вы мне говорите, что вы не пользуетесь телефонами тех редакций, у которых хотите «поиметь» деньги. Правильно ли я вас понял?

 

- Моя позиция была такая. Была и есть, что фотографии, которые незаконно использованы, они приносят СМИ деньги. Если я позвоню и скажу: «Заплатите мне за эти фотографии», то СМИ проще удалить фото, чем платить. Это как показывает практика общения с другими.

 

- А вы уже до нас такой прецедент делали? Или мы пользуемся эксклюзивным правом в этом смысле? Кому-то звонили и все фото удалили?

 

- Кто-то удалял, кто-то платил. Кому-то звонил, кому-то нет.

 

- Ну, например? Можно узнать редакции, в которые вы звонили?

 

- Нет, я не буду оглашать.

 

- Значит, не звонили никому раньше, я правильно понимаю? Было желание «поиметь денюжку», и создать PR-повод.

 

- Мы закончим с вами этот разговор, потому что я вам говорю одно, а вы мои слова перевираете.

 

- Почему перевираю, Дмитрий? Я стараюсь выяснить вашу позицию.

 

- Я вам все рассказал. Поэтому спасибо, что вы так беспокоитесь и звоните мне. Всего доброго.

 

- Дмитрий, всего доброго.

Беседовал Василий Романов