Министр образования Омской области Сергей Канунников рассказал БК55, как школа будет выживать в кризис.


- Сергей Николаевич, не страшно было менять работу в университете на «расстрельную» должность?
- Я в образовании всю жизнь. Пришел не на пустое место, были планы, которые удалось успешно реализовать к концу 2014 года. Знаковое событие - открытие детского технопарка на базе областной станции юных техников. В сентябре открыли радиотехнический ресурсный центр, у нас их уже 7 по разным направлениям. Это современно оснащенные комплексы, где есть возможность готовить очень хороших специалистов, рабочих в первую очередь. На днях был в авиационном колледже, к нему присоединили два профессиональных училища, уже идет реконструкция цеха, мы в прошлом году выиграли федеральный грант, в этом году ждем второй транш. В ближайшее время будет подписан договор с ОмГТУ, то есть сложатся все составляющие. Молодой человек может получить профессию рабочего, продолжить обучение в вузе, а работодатель увидит его на всех этапах обучения. В этом году собираемся создать ресурсный центр для одаренных детей.


- Как это будет выглядеть?
- Городской совет уже принял решение о передаче гимназии №117 в областное подчинение. К ней планируем присоединить здание бывшего детского дома №1, оно послужит интернатом. Но мы хотим, чтобы каждый учитель знал, как работать с такими ребятами. Поэтому областной институт развития образования разработает технологию выявления и сопровождения одаренных детей, обучит педагогов.


- Будут ли какие-то изменения в процедуре проведения ЕГЭ?
- Наша задача - сделать процедуру ЕГЭ четкой и прозрачной, и, кроме того, рассказать всем, что ничего страшного в ней нет. Многие дети уже сделали выбор. Преподаватели технических вузов очень волновались, что у них будет мало студентов. И напрасно. Из 10390 выпускников, которые будут участвовать в ЕГЭ, 8341 выбрали профильную математику, 6980 - базовую, то есть многие решили сдавать и ту, и другую, чтобы увеличить шансы на поступление. 3550 человек выбрали физику, 712 - информатику. Из иностранных языков больше английского - 862, причем 80 процентов хотят сдавать его с устной частью. Есть 39 «немцев» и даже 2 «испанца»! Пунктов проведения экзаменов нынче будет чуть меньше, но если в прошлом году он-лайн наблюдением были оснащены 17 процентов, то теперь - 55, остальные будут работать в режиме записи. Мы надеемся свести к минимуму число нарушений. В прошлом году их было 30, апелляции по 4-м из которых признали неправомочными действия экзаменаторов - перегнули палку. Например, пришел ребенок с циркулем, и его удалили. Но большая часть проблем - из-за того, что пытаются пронести телефоны. Причем, 22 пытались, 22 же и выявили. Но все больше детей, которые разделяют лозунг Рособрнадзора «За честный ЕГЭ».


- ЕГЭ усиливает отток лучших ребят из Омска, в наши вузы приходят слабые студенты?
- У нас много хороших ребят остается. Я почти десять лет проработал в университете, и конкурс всегда стабильный - как минимум 4 человека на место. Причем, средний балл ЕГЭ - от 70 и выше. Тем более, что сейчас ужесточились требования к обучению за деньги - чтобы поступить, уже недостаточно сдать экзамены на минимальные баллы.


- Как вы считаете, существующая система оплаты труда педагогов оправдывает себя?
- Одну из приоритетных задач - доведение средней заработной платы педагогических работников общего образования до средней по экономике - мы выполнили. По итогам 2014 года она составила 26 810 рублей. Окладная часть могла бы быть и повыше, ставка учителя должна оплачиваться достойно. Артист выходит на сцену один раз за день, а учитель - пять-шесть. И каждый урок не похож на другой, как и каждый класс. Даже хорошо подготовленный урок - всегда импровизация, не знаешь, что тебя ожидает. Такая работа требует большого эмоционального напряжения. Стимулирующая часть позволяет педагогу зарабатывать больше на своем же рабочем месте. Я про зарплату все знаю из первых уст - жена-учительница.


- Ваша жена до сих пор не директор?
- Ей нравится быть учителем. К тому же я 12 лет руководил лицеем №143, а два директора на одну семью - уже перебор.


- Мне написала мама будущего выпускника: родители ее класса решили, что на выпускном дети должны выпить спиртное - лучше, мол, под присмотром
- Я за 12 лет работы директором школы провел 11 выпускных. Тут нужен здравый смысл, а то чем хуже живем, тем больше шикуем. Обязанность школы - в торжественной обстановке выдать аттестаты. Но учителя ответственные - до утра дежурят. Ни один уважающий себя педагог не сядет за стол с ребятами, чтобы выпивать спиртное, не будет в этом участвовать. Кроме юридической ответственности, есть ведь и моральная.


-Как вы оцениваете уровень современных педагогов?
- Уровень современных учителей высокопрофессиональный. Другое дело, что общество стало требовательнее. К тому же 15-20 лет назад, когда люди без образования вдруг стали получать огромные деньги, ценность образования была практически сведена на нет, а вместе с нею и уважение к людям, его несущим. Сейчас ситуация кардинально меняется, иметь хорошее образование становится престижным. У наших педагогов есть все условия, чтобы повышать профессиональный уровень - прекрасный ИРО, который ведет на протяжении всей профессиональной жизни. Это важно, потому что подходы к преподаванию меняются. Сейчас уже сумма знаний - не самоцель, мы учим способам добычи этих знаний, их практическому применению. Можно на уроке химии учить ребенка формулам, а можно начать с выведения пятна на рубашке. Мотивация - вот движущая сила знания. Большое значение имеет поддержка родителей, особенно в детском саду. Ребенок познает мир через игру, и надо, чтобы родитель эту игру продолжал дома, не для того, чтобы провести время, а чтобы получить результат. Когда объясняем мамам и папам, что произойдет с ребенком в конечном итоге, появляется заинтересованность, они начинают видеть ту модель мира, к которой мы стремимся: ребенок и рядом два союзника: семья и школа.


- Большая проблема с заработной платой технического персонала…
- К сожалению. Но радует, что в этом году на это обратили, наконец, внимание, удалось поднять зарплату до 6859 рублей. Все равно немного…


- Кризис чувствуется?
- Идет сокращение бюджета - федеральный на 10 процентов уменьшился, мы тоже пересматриваем расходы. Все, что намечено, выполним, но, к примеру, призовой фонд придется ужать. Раньше победителям конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года» дарили машины, теперь станем скромнее. Хотя и в этом есть свой смысл. Антикризисный план ведь предполагает, что мы проанализируем - а правильно ли мы все расходуем?


- Будут закрываться школы? Ведь уже возникла проблема: закрывается школа - гибнет село, люди уезжают.
- Люди уезжают, потому что нет работы, а не школы. Я считаю, что ученик начальной школы должен учиться дома. И ничего страшного, если первоклассник сидит рядом с третьеклассником. У нас есть школы, где на одного ребенка приходится один учитель. Это принцип человеческого существования. Но когда физику преподает литератор, уже ненормально. А чтобы учиться у хорошего учителя, приходится ехать в большую школу.


- Эксперимент по сливанию образовательных учреждений продолжится?
- В Большереченском районе создают образовательные комплексы - детский сад, школа, дополнительное образование. Но не в рамках какого-то эксперимента, и не для экономии, а для того, чтобы было единое образовательное пространство. Ведь так и детям, и родителям удобнее, и преемственность создается. Глупо проводить такую серьезную работу, чтобы сократить одного-двух директоров. Мы обобщали этот опыт, в прошлом году руководители районных комитетов знакомились с ним. Но это не железобетонно - если что-то пойдет не так, можно будет вернуть все назад.


- Исчезла в этом году дотация на школьное питание…
- Дотация состояла из двух частей - областной и муниципальной, составляя 10 рублей. Помощь стала адресной: для детей из семей, в которых средний доход на каждого члена семьи ниже полуторной величины прожиточного минимума в Омской области в расчете на душу населения. Был недавно в Крутинском районе, где глава Василий Киселев, бывший учитель географии, каждой школе купил по теплице из поликарбоната. Выращивают овощи для школьных столовых. В Москаленском районе Майская, маленькая основная школа, завела себе мини-ферму. В городе другие условия, но у каждой школы есть своя территория, свои возможности.


- Решился ли вопрос с продленкой, которую по закону об образовании перестало оплачивать государство?
- Раньше продленки были в 40 процентах школ, сейчас поменьше. Но в итоге там, где нужно, продленные группы созданы: муниципалитеты поддержали, родители. Хотя, конечно, мне такой подход непонятен - почему учитель, который помогает делать уроки, занимается не образованием, а лишь присмотром и уходом?


- Как я понимаю, у вас не кабинетный стиль работы?
- Стараюсь бывать в учебных заведениях каждую неделю. Несмотря на огромное количество совещаний, нельзя забывать, для чего министерство существует: чтобы школе, колледжу, вузу, педагогам было легче работать, ученикам - интереснее учиться. А увидеть это можно только на месте.… Не считаю себя чиновником, я часть системы образования. Моя задача - сделать так, чтобы все структуры образования помогали друг другу. Тогда, может, и слово «чиновник» потеряет негативный оттенок.


Наталья Яковлева