Роковое «совпадение» можно считать одним из показателей, объясняющих безуспешность шедших больше пяти часов переговоров.

Так получилось, что вначале мы узнали о том, что президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель напросились в Москву к президенту России Владимиру Путину с какими-то своими новыми секретными вариантами плана урегулирования военно-политического кризиса на Украине. А затем тут же пришло сообщение о том, что Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ президент Владимир Путин подписал указ о призыве наших военнослужащих, находящихся в запасе, на двухмесячные военные сборы. Жест многозначительный и символический, особенно в преддверии такого важного визита. Ведь все хорошо помнят, что предыдущий призыв российских запасников удивительно «совпал» с активизацией действий ополченцев в Донбассе.

Призыв резервистов вообще-то всегда весьма символическое действо, даже если это, как нам объявили, «плановое» мероприятие. Ну, допустим, это действительно давно запланированный призыв, но в подобных случаях накануне приезда гостей с серьезными мирными предложениями такие мероприятия просто переносят на более поздние сроки. Тогда этот жест бы означал, что Москва настроена конструктивно и готова вместе с руководителями двух ведущих европейских держав заняться поисками компромиссов и путей прекращения кровопролитной войны на Украине. Это очень легко было сделать и нужно было сделать, чтобы повысить градус доверия сторон и создать комфортную атмосферу для переговоров. Однако поступили иначе.

«Совпадение» сроков визита глав правительств Германии и Франции и сроков начала призыва резервистов на дипломатическом языке означает, что гостям отправлен внятный четкий сигнал: в Москве настроены по-боевому и уступать не намерены. Эта демонстрация «миротворческого» настроя Кремля навевает пессимизм по поводу результатов переговоров, потому как компромисс – это и есть взаимные уступки. А ведь, когда мир узнал о таком неординарном визите, у всех затеплилась, было, надежда, что этот кровавый кошмар на востоке Украины, наконец, закончится, и там воцарится мир, и перестанут ежедневно гибнуть люди.

Из истории международных отношений хорошо известно, что мирные переговоры заканчиваются успехом только тогда, когда обе стороны очень-очень хотят мира, когда они упорно и настойчиво ищут выхода из войны. И наоборот, когда такие переговоры суть только жест демонстрации своего «миролюбия», они обычно заканчиваются подписанием каких-нибудь бумажек с красивыми резиновыми формулировками, а запасники, не теряя времени, будут переодеваться в военную форму и набивать патроны.

Александр Минжуренко