Председатель правления некоммерческого партнерства перевозчиков «ОмскАвтодор» рассказал БК55 о своем видении рынка перевозок в Омске.
На днях глава департамента транспорта городской администрации Виталий Маслик выступил в Горсовете с просьбой поддержать из бюджета муниципальный транспорт, который проигрывает конкуренцию частным перевозчикам, дополнительно на 110 миллионов рублей. Сейчас мы должны задать вопрос и чиновникам, и депутатам – готовы ли они переложить на плечи простых омичей заботу о неэффективно управляемых муниципальных предприятиях транспортной сферы?
Сегодня из бюджета города выделяется более 230 миллионов рублей в год только на поддержку пассажироперевозок в автобусах – не считая трамваи и троллейбусы. Эти средства фактически платят муниципальным перевозчикам из своих налогов даже те омичи, которые ездят на маршрутках - быстрых и многочисленных. Есть только одна реальная возможность уменьшить эту дотационную нагрузку - уменьшить конкуренцию частных и муниципальных перевозчиков друг с другом. Сейчас в Омске муниципальные транспортные предприятия соревнуются с частными компаниями – на одни и те же маршруты выходит и муниципальный транспорт, и частные перевозчики.
На уровне возмещения затрат на проезд льготников бюджет что с предприятиями, в которых есть доля государства, что с частными компаниями, должен работать одинаково. Но если мы посмотрим на то, кому сегодня муниципалитет выделяет средства – мы увидим, что это только транспортные предприятия с государственной долей собственности. Частным компаниям бюджет не оказывает никакой поддержки.
А между тем именно частные компании оказываются эффективнее, когда мы говорим о результате – перевозке горожан, а не об отчетах на бумаге. Частные компании за счет оптимизации собственных расходов, за счет эффективного менеджмента, за счет правильно сформированной модели своего бизнеса выживают и зарабатывают самостоятельно, не тратя ни копейки государственных средств. При этом на сегодняшний день доля частных компаний значительно превышает долю муниципального транспорта, а дотации из налогов граждан идут исключительно на неэффективные МУПы. Эффективный менеджмент – это и есть выход из сложившейся ситуации. Это еще и есть способ оптимизировать издержки бюджета: бюджет будет выполнять свои обязательства по дотированию перевозок льготных категорий граждан, но в части дотаций мы можем полностью сократить бюджетные расходы при условии организации частно-государственного партнерства в сфере перевозок.
«Газелистов» часто рассматривают именно в негативном ключе – к ним привлекается внимание, когда речь заходит об авариях на дорогах, о распределении маршрутов. Но давайте посмотрим с другой стороны: владельцы маршрутных такси, перевозчики являются инвесторами в городскую инфраструктуру. Это за счет частных инвесторов приобретается подвижной состав. Это за счет частных инвесторов одна за другой транспорт подъезжает к остановкам, и омичам не нужно мерзнуть подолгу в ожидании муниципального автобуса. Это за счет частных инвесторов оборудуются разворотные площадки на конечных точках маршрутов – например, наша компания выиграла конкурс на организацию сразу двух таких площадок сроком на пять лет: и здесь мы оборудуем точки горячего питания для водителей, медицинские и технические пункты.
А те претензии, которые часто предъявляют к частным перевозчикам, нужно переадресовать в другие органы. В правилах дорожного движения порядок должна наводить ГИБДД, в части технических требований к перевозке пассажиров – транспортная инспекция, в области организации маршрутной сети – министерство транспорта области и департамент транспорта городской администрации, в части сбора налогов – пусть с транспортными предприятиями взаимодействует налоговая инспекция. Пусть они разбираются с нарушителями, ведь большинство перевозчиков работают честно и соблюдают все законы.
Не нужно «долбить» предпринимателя – нужно общаться с ним на равных, создавать условия, чтобы он мог вкладывать собственные средства в обновления подвижного состава, в безопасность пассажироперевозок. И диалог между предпринимателями и властью должен вестись на самом верху - чтобы и мэр, и губернатор понимали, что для решения общегородских вопросов, в том числе, и в транспортной сфере, нужно использовать уже имеющийся опыт частного бизнеса, который умеет не тратить бюджетные средства, а эффективно зарабатывать.