По всей стране начались проверки нелегального транспортного бизнеса, но если в Омске внимание к нелегалом обусловлено их криминализацией, то в других городах от частного транспорта требуют адекватных налогов и приемлемого качества услуг.
Похоже, что местные власти в очередной раз пытаются не замечать назревшие в Омске транспортные проблемы. Состоявшееся на днях выяснение отношений на конечной остановке ДСК-2 между ИП Акопян и группой АВТОДОР, лидером которой является бизнесмен Николай Артемьев, очень быстро перевели в плоскость сугубо криминальную. Возбуждено уголовное дело, опрашиваются свидетели и авторитеты. По имеющейся у нас информации, непосредственные участники избиения Гамлета Акопяна и Артема Зайцева задержаны.
Кто виноват?
Впрочем, уже само по себе внимание полиции легальные перевозчики Омска приветствуют, но в один голос утверждают, что силовики не в силах устранить первопричины возникновения конфликтов, так как противостояние провоцируют и подогревают… чиновники департамента транспорта мэрии Омска!
В принципе, громкое заявление, требующее весомых доказательств, но, видимо, даже у частников «накипело». Вот, например, как в коридоре муниципалитета прокомментировал причины своего избиения перевозчик Артем Зайцев:
- Я считаю, что ситуацию спровоцировал департамент транспорта. На каком основании у предпринимателей, выигравших конкурс, имеющих лицензию, договор, транспорт, берут и отнимают маршруты?! Мы в каком государстве живем и в каком веке? Если есть к нам претензии – пожалуйста, обращайтесь в суд, доказывайте нарушения и на основе судебного решения делайте выводы, проводите конкурс, определяйте нового перевозчика. А здесь какой-то криминальный междусобойчик устроили: одних убрать, других поставить, все по-тихому, по-пацански…
Недоумение и негодование избитого работника понятны, сегодня при поддержке административного ресурса снять с пробега можно любого перевозчика. На всех омских маршрутах трудятся нелегалы. Их ставит на линию откровенная братва из лихих 90-х с помощью кулаков, угроз, бит и пистолетов. Поэтому не удивительно, если проверка на любом действующем маршруте покажет «несоблюдение договорных отношений»: на рейсе работает больше машин, график из-за этого не соблюдается, нет должного оформления и т.д. и т.п. Понятно, если часть маршруток – нелегальная и не имеет к тебе отношения, кого накажут по итогам проверки? Тех – «призраков» или тебя – «сторону по договору»? Вопрос из области риторики.
Спец по «зайцам»
Все, как один, частники указывают на персону, лоббирующую теневой нелегальный бизнес. Это – начальник Отдела контроля за перевозками дептранспорта Валерий Захаров. Это, оказывается, из-под его пера выходят сомнительные акты проверок, это по его «фактуре» принимаются животрепещущие решения о закрытии тех или иных маршрутов и о разрыве договоров с перевозчиками.
Я попытался прямо задать Валерию Юрьевичу эти и многие другие накопившиеся вопросы. Все-таки обвинения серьезные! Чиновник отвечать и каким-либо образом комментировать ситуацию отказался, начал бегать от меня по коридору и по кабинетам, сославшись на то, что в его компетенции… «работа с безбилетными пассажирами». Впрочем, коллеги господина Захарова его поправили, подтвердив, что вопросы контроля за всем городским транспортом – в ведении его отдела.
Хорошо, если не получилось пообщаться с одиозным чиновником напрямую, задам ему вопросы заочно. За последние лет пять господин Захаров с завидной регулярностью комментирует и освещает в местных СМИ проблему «зайцев». Организует рейды, предоставляет статистику. Пользуясь общественным транспортом достаточно регулярно, я абсолютно достоверно знаю, что подобной проблемы, как «зайцы», в Омске давно уже нет. Существуют другие, которые на самом деле требуют реального контроля, учета, ответов. Но почему-то не освещаются и не контролируются…
Автобусные догонялки
Конкретный пример. Суббота, 31 января, остановка «Ул. Королева» в сторону Телецентра. Около 16.00. Подходит рейсовый автобус маршрута №22 (гаражный номер 114). Через четыре минуты подходит еще один рейсовый автобус маршрута №22 (гаражный номер 975). И в первом, и во втором случае утверждают, что «идем строго по графику».
- Вы что думаете, у нас же стоит ГЛОНАСС, и отклонения сразу же вычисляются! – обезоруживают один и второй кондуктор.
- Получается, что подобная ситуация кем-то спланирована?! – изумляюсь я.
- Видимо, нет, - излагают мне свою точку зрения. – Мы просто с разных ПАТП, вот и идут нестыковки.
Попробуем разобраться в ситуации с точки зрения здравого смысла. Почему на маршрутах трудятся машины с разных автопредприятий, почему у них не согласованы и не отрегулированы графики, кому выгодно нагнать днем пустопорожние пассажиро-часы. Лично для меня вывод вполне понятен – сделано это все специально, чтобы обмануть ГЛОНАСС, вогнать муниципальный транспорт в долги, дискредитировать его в глазах пассажиров и расчистить дорогу для нелегального частника. И на ближайший вечер, и в долгоиграющей перспективе. Другого внятного объяснения этому «дилетантизму» просто нет!!!
А если принять к сведению, что впереди этих двух 22-х автобусов, возможно, прошел еще и третий (к сожалению, его гаражный номер пассажиры не запомнили), то речь уже может идти о «левых рейсах», которые умудряются пускать по омским дорогам «муниципалы» в условиях полного развала и шатания системы. При этом какая замечательная статистика появляется в руках у руководства дептранспорта: маршруты идут пустые, нерентабельные. Их нужно и можно дальше сокращать, дотировать, перекраивать…
О подобных случаях «дубля» и «трио» на омских дорогах нам регулярно сообщают неравнодушные граждане. В списках маршруты 33, 110, 109, 77. По некоторым уже произведены замеры, по другим – информация в работе.
Маршруточный беспредел
Другой показательный пример. Специально для господина Захарова. Вечер пятницы, маршрутка №73 (госномер Р568ХМ), без каких-либо опознавательных знаков внутри салона. Практически уверен, что нелегал. Водитель подбирает в кабину знакомую девушку. Весело балагурит всю дорогу. Скорость движения держит порядка 80-90 км/ч., а где и выше! Явно торопится, не соблюдает дистанцию, резкие крены вправо и влево. Короче говоря, беспредельничает. Находящиеся в салоне дети-дошкольники начинают хныкать и судорожно хвататься за отца и поручни. Пытаемся указать «Шумахеру» на недопустимость такого вождения. В ответ – хамство. А после того как желание доехать до пункта назначения живыми и здоровыми высказывают все пассажиры, водитель принципиально везет людей «по правилам» со скоростью в 20 км/ч. При всем этом показное пренебрежение к пассажирам: «не хотите – выходите и едьте на автобусе, если дождетесь!».
Теперь-то я понимаю, что чиновник Захаров не снизойдет до таких «мелочей» в контроле за общественным транспортом. Ему это, видимо, неинтересно. Он все больше по зайцам и по договорам бьет. Все, что между этими категориями, само, видимо, должно рассасываться и урегулироваться? Где по понятиям, а где и по криминалу.
Тихой сапой
Не удивлюсь, что при внимательном и дотошном изучении работы господина Захарова и в мэрии, и в правоохранительных органах заметят, чьи интересы реально блюдет этот чиновник. Одно могу сказать от себя – не интересы пассажиров. Но, возможно, и не для этого был посажен сей специалист на теплое контролирующее место?!
Продолжение следует…
Александр Грасс