Завтра, в пятницу, в армянском городе Гюмри состоятся похороны целой семьи Аветисян, расстрелянной нашим солдатом, служившим на российской 102-й военной базе.

 
Нет слов, чтобы высказать возмущение страшным преступлением, и трудно подобрать выражения сочувствия и соболезнования погибшим и их близким. Это совместное горе двух народов. Один подонок нанес чудовищной силы удар по исторически сложившейся дружбе россиян и армян. Конечно, можно сказать, что у преступников нет национальности, они и русских, и всяких других убивают нещадно. Однако не получится избежать того, что это убийство будет в Армении окрашено в этнические тона: именно «русский убил армян» – так это и останется в памяти людей в действительно братской республике. Очень плохая, кровавая зарубка.


Армяне сами иногда подшучивают: мол, страна у нас маленькая – у каждого в родственниках ходит почти половина Армении. Родственные связи здесь и правда обширны и глубоки. Поэтому убийство одного острой болью отзывается в сердцах очень большого числа людей – близких и дальних родственников, да и у всех армян. Это – дружная нация. Их сплотила колоссальных масштабов национальная катастрофа – геноцид 1915 года, когда армян как таковых стремились уничтожить полностью. Оттуда и пошло это крайне бережное отношение к сохранению жизней своих одноплеменников. Поэтому и постарайтесь понять эту необычно острую реакцию на гибель целой семьи. В Армении тоже есть преступность, но вот убийства – крайне редки.


Печально, что этой бедой, несомненно, воспользуются те, кто давно хочет вбить клин между нашими народами. Они сейчас получили такой козырь! Когда я служил в российском посольстве в Ереване, то любая гибель армянина в России сопровождалась всплеском русофобских статей в СМИ, в интернете и пикетами протеста у входа в посольство. Было крайне тяжело объясняться с общественностью Армении на этот счет: эмоции захлестывали. Никого в республике не убеждала статистика, согласно которой этнически русских (на сто тысяч населения) погибало от криминала в России значительно больше, чем армян, и потому в каждом таком случае не надо видеть что-то именно анти-армянское. Это суровая правда нашей российской действительности. Вот вчера Иркутский областной суд вынес приговор бывшему милиционеру Михаилу Попову, убившему в Ангарске 22 женщины.


Многие омичи помнят, как во время землетрясения 1988 года, туда в Спитак и Ленинакан (теперь – Гюмри) отправилось более 200 слушателей Омской Высшей школы милиции. Помогая армянам, омичи сами оказались под завалами, и отличник учебы, именной стипендиат Сергей Монин погиб смертью героя. Вот такими поступками русских парней можно гордиться. Но случается и другое.


Конечно, позднее эмоции улягутся, и разум возобладает, но сейчас я отлично понимаю армян, которые весьма гневно высказываются и в адрес России, и в адрес русских. Мы все перед ними, безусловно, виноваты. Виноваты за своих подонков, которые позорят Россию за ее пределами.


Командование базы и непосредственные начальники Пермякова должны понести серьезное наказание. И не символическое отстранение от должностей. Но солдата будет судить, конечно же, российский трибунал. Ни о какой «выдаче» его армянам не может идти и речи. Это тоже требование из области гнева и эмоций. Конституция РФ не позволяет выдавать граждан России на суд других государств. Не месть и не расправа здесь должны иметь место, а только правосудие.


Александр Минжуренко