Губернатор Омской области за 2,5 года сильно изменился: он стал реже улыбаться, чаще появляться на федеральных телеканалах и больше ругать своих подчиненных. Как «простой мужик Иваныч» на глазах превращается в матерого чиновника, читайте в СПЕЦПРОЕКТЕ БК55. (ФОТО)
Слишком честный и улыбчивый
Подводя итоги уходящего политического года, БК55 проанализировал кардинальные изменения, произошедшие с главой Омской области Виктором Назаровым. За 2,5 года работы имидж губернатора претерпел кардинальные изменения. В самом начале пути, сразу после своего назначения, Виктор Иванович Назаров был совершенно иным, нежели сейчас. Он искренне отвечал на вопросы журналистов, казался честным, много улыбался и с удовольствием говорил о семье, за что в узких кругах, близких к силовым структурам и СМИ, он получил оперативный псевдоним «Иваныч».
Так, губернатор Назаров честно признался в день своей инаугурации 30 мая 2012 года, что волновался.
- Не спал до трех ночи, все время ворочался, - и улыбнулся растерянной улыбкой. – Жена не пришла, потому что ребенок заболел.
А в июне 2012 года впервые появился на выборах мэра Омска вместе с женой и сыном.
На тот момент казалось очевидным, что вопросы личные губернатор пока ставит выше политических. Что касается управленческих моментов, то глава Омской области первое время вообще подходил к этому крайне осторожно и даже с некоторой опаской. К примеру, на своей первой большой пресс-конференции 10 сентября 2012 года Назаров весьма аккуратно высказался про оставшиеся «в наследство» от прежнего губернатора Леонида Полежаева вечные долгострои, аэропорт Федоровку и метро. Он заявил, что эти объекты необходимо делать, но конкретные сроки не обозначил. В таком состоянии, неуверенности в собственных силах и чрезмерной открытости, глава Омской области пребывал до 2013 года.
А затем его имидж стал постепенно меняться. Волноваться и улыбаться Виктор Назаров стал все реже и реже. Тем не менее некоторые политтехнологи, объективности которых мешали большие гонорары, не видели этих метаморфоз, и до осени текущего года упорно распространяли слухи о досрочной отставке губернатора Назарова. При этом каждая рабочая, запланированная поездка в Москву обрастала информационными вбросами, в которых президент Владимир Путин неизменно попросит главу Омской области сложить свои полномочия.
Прогулка по Валиханова с Миллером ценою в 2 миллиарда
Однако в сентябре 2014 года вбросы в СМИ неожиданно прекратились. И даже матерые политологи теперь утверждают, что Назаров досидит до конца срока. И действительно, учитывая сложную политическую и экономическую ситуацию в стране, нетрудно предположить, что президент Путин не захочет срочно менять губернатора. Но явному укреплению позиций Назарова есть и другое объяснение. Так называемое газпромовское лобби.
Напомним, что 2 сентября на открытие отреставрированной улицы Чокана Валиханова в Омск лично прилетел главный спонсор проекта, глава «Газпрома» Алексей Миллер. Он прошелся по улице, повосхищался и пообещал дать денег еще и на реставрацию улицы Ленина «в имперском стиле». Но самое главное, Миллер публично демонстрировал расположение по отношению к главе региона Виктору Назарову, прилюдно заключив его в объятья.
Эти весьма дорогие «обнимашки» стали важной точкой отсчета в губернаторской карьере Виктора Назарова. Именно Миллер сделал ставку на главу Омской области в тот момент, когда колебались местные элиты и пытались при этом заставить сомневаться тех, кто смотрит на страну из бойниц Кремля. В ноябре «рулевой» «Газпрома» включил омские предприятия в число поставщиков компании.
Кроме того, как полагают источники БК55, из денег, выделенных Миллером на реконструкцию Любинского проспекта, часть может быть потрачена на губернаторские выборы. По неофициальной информации, глава нефтегазового гиганта планирует «отстегнуть» не менее 2 миллиардов рублей. И, как считают эксперты, для реставрации небольшого участка это слишком большая сумма. Зачем выделять финансы на выборы по такой хитрой схеме - неизвестно.
Впрочем, пока не ясно, действительно ли в итоге будет выделена именно эта сумма.
Помимо этого под негласным покровительством главы «Газпрома» Назарова стали приглашать на мероприятия федерального масштаба. В частности, на Арктическом форуме в Санкт-Петербурге 10-11 декабря глава региона уверено предлагал омскую технику покорителям Крайнего Севера. Кроме того, губернатор подружился с известным ученым Артуром Чилингаровым и даже заключил с ним в Москве соглашение о сотрудничестве.
Назаров в эфире
Губернатору с таким мощным покровителем, безусловно, требовался не менее мощный пиар. Именно для этой цели из Санкт-Петербурга «выписали» известного пиарщика Александра Малькевича, официально назначив его гендиректором «12 канала». Пиарщик со связями решительно взялся за «раскрутку» Назарова, и глава Омской области замелькал на федеральных каналах.
Сначала 5 октября в передаче Первого канала «Политика» губернатор обсудил ситуацию на Украине, поскольку короткое время работал военным следователем. А 6 октября в эфире передачи «Центральное телевидение» на НТВ показали, как Виктор Назаров прошелся по рынку и купил продукты омского производства. Малькевич не стал особо «заморачиваться», выдумывая новые стороны амплуа главе региона, а применил старые «полежаевские» пиар-методы «хождения в народ» и «губернатора-эксперта во всех вопросах».
В помощь Малькевичу пригласили в качестве нового главы ГУИП Татьяну Тренину из Новокузнецка. Она вступит в эту должность сразу после нового года.
«Наезд» на подчиненного как метод демонстрации силы
Результат этих совместных и дорогостоящих пиар-усилий оказался налицо: глава Омской области стал меньше улыбаться и больше хмурить брови. В ход пошел даже беспроигрышный прием - «публичный наезд на подчиненных», которым с удовольствием пользуются российские чиновники всех уровней.
Так, на одном из заседаний облправительства, прошедшего 17 декабря 2014 года, все вдруг увидели нового губернатора. Виктор Назаров потребовал от министра строительства и ЖКХ Станислава Гребенщикова срочно найти «адекватного руководителя» для регионального Фонда капремонта.
– Люди получают двойные квитанции, не могут понять, какие расчеты им присылают, а директор Фонда капремонта говорит, что они не волшебники, а только учатся. Найдите туда адекватного руководителя, – возмутился губернатор Омской области.
Такой метод «демонстрации силы» часто использует и президент Владимир Путин. К примеру, на совещании в Самарской области глава страны публично отчитал местного губернатора Николая Меркушкина за неосторожное высказывание о некачественных продуктах из-за рубежа. Путин жестко порекомендовал главе региона следить за своими словами и обещал в случае чего проверить местные торговые сети вместе с Роспотребнадзором.
Еще одной приметой появления нового, «модернизированного Назарова» стало отсутствие улыбки. По всей вероятности, пиарщики главы региона рекомендуют ему быть серьезным, чтобы придать больший политический вес словам. В частности, на своей итоговой пресс-конференции, состоявшейся 23 декабря, Назаров, помня эти инструкции, делал серьезное лицо, но на вопросе про кота не выдержал и разулыбался.
Да еще и, в нарушение всех правил, принялся оправдываться за домашнего питомца, выложенного в Instagram. И это показало, что чиновничье пока не убило в нем человеческое. И работа пиарщиков пока идет насмарку, в образе Назарова по-прежнему доминирует улыбка.
Итак, можно сделать вывод, что прежний «тюнинг» главы региона был бытовым, безыдейным и ситуативным. Применялись примитивные способы воздействия на народное сознание. А нынешний пиар дорогостоящий, продуманный и с долгосрочным прицелом на федеральный уровень.
Но, к сожалению, несмотря на это, нынешний глава региона запомнится омичам именно широкой улыбкой, а не реализованными проектами. К примеру, можно проехать по городу и увидеть проекты, построенные при прежнем главе региона Леониде Полежаеве: отреставрированный Концертный зал, Успенский собор, Библиотека имени Пушкина, Метромост. У Назарова таких объектов нет.
Таким образом, «модернизированный» губернатор Омской области – это результат совместной активности «Газпрома» и дорогостоящих пиарщиков. Пока Назарову удается лавировать между двумя столпами - Сбербанком и «Газпромом». Тем более что у Грефа пока нет прямых интересов в омском регионе. А вот за высокое покровительство Алексея Миллера рано или поздно придется платить. И глава Омской области об этом знает.
В этой ситуации глава «Газпрома» выступает в роли Деда Мороза, а Омская область – Снегурочки. Которой рано или поздно придется платить за подарки сказочного дедушки. Впрочем, несмотря на происки «красных», «голубых» и «желтых», настойчиво двигающих своих кандидатов, Назаров, не выпадающий из объятий Миллера, может пойти и на второй срок. Если не подыщется другая, более яркая кандидатура.
Алена Грибанова
Фото: из открытых источников, БК55