В 2006 году супруги взяли ипотеку, чтобы купить квартиру в Московской области. В то время квартира стоила 5 миллионов рублей, или 200 тысяч долларов. Они взяли в кредит всю сумму. Сегодня, после того как они честно месяц за месяцем погашали кредит, Ольга и Николай все еще должны банку «ДельтаКредит» 150 тысяч долларов, иными словами, почти 10 миллионов рублей по нынешнему курсу, то есть в два раза больше, чем стоит их квартира, цена которой на рынке не увеличилась. Ольга находится в отпуске по уходу за ребенком, ее муж, специалист по маркетингу, единственный добытчик в семье. Но его месячная зарплата составляет 100 тысяч рублей - довольно скромно для Москвы еще несколько месяцев назад. Он больше не может погашать кредит.
Отчаяние. «Даже если мы вернем квартиру банку, мы не погасим и половину нашего долга», - объясняет Ольга дрожащим голосом. Во вторник рубль потерял 20%. Ольга провела день перед компьютером, как загипнотизированная, она следила, как и многие россияне, за неудержимым падением российской валюты. В среду утром банк отказал им в пересмотре условий кредита до конца января. Молодая женщина нервно смеется, чтобы скрыть отчаяние: «Я никогда и подумать не могла, что окажусь на краю пропасти. Если мы заплатим банку в конце декабря, у нас на жизнь не останется ни копейки. Кредит нас душит в буквальном смысле слова. Кто знает, быть может, доллар будет стоить в январе 200 рублей... Я не знаю, что нас может спасти».
Ольга и Николай не единственные, кто живет в аду ипотеки, пусть даже из числа всех должников в России тех, кто получил кредит в иностранной валюте, немного - менее 1%, согласно официальным данным. Иными словами, 30 тысяч человек, которые должны в общей сложности 104,5 млрд рублей на 1 сентября, или 1,3 млрд евро по нынешнему курсу. В связи с тяжелой ситуацией Дума досрочно приняла закон о банкротстве физических лиц, который вступит в силу 1 июля 2015 года.
Вероника Дорман