Власти Самары признали религиозную организацию «Свидетели Иеговы» экстремистской. Теперь ее сторонники превратились в религиозных диссидентов.

Администрации региона понадобилось пять лет и несколько судебных процессов, чтобы признать самарских «Свидетелей Иеговы» экстремистской организацией.

В марте 2009 года прокурор Самарской области обратился в областной суд с просьбой закрыть местные религиозные организации (МРО) «Свидетели Иеговы» в Самаре и Тольятти. Не найдя правонарушений в деятельности тольяттинской общины, Самарский областной суд отказал прокурору в удовлетворении иска. Верховный суд РФ оставил это решение в силе. В июне 2009 года в рамках процесса против самарской общины «Свидетелей Иеговы» областной суд назначил проведение комплексной судебной психолого-лингвистической и религиоведческой экспертизы книги «Человечество в поисках бога», которая проводилась специалистами Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ. В декабре 2009 года, до получения результатов экспертизы, уголовное производство было прекращено.

Экстремистский материал
В январе 2013 года во время осмотров помещений, арендованных организацией для проведения богослужений, полиция обнаружила религиозные издания, внесенные в Федеральный список экстремистских материалов. На этом основании летом 2013 года прокурор Самары вынес предупреждение организации в связи с их деятельностью в городе.

В соответствии с требованиями Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности», если в течение 12 месяцев со дня вынесения прокурором предупреждения выявлены новые нарушения этого закона, религиозное объединение подлежит ликвидации, а его деятельность подлежит запрету. Так и произошло со «Свидетелями Иеговы» в Самарской области.

В марте 2014 года суд Советского района Самары вынес постановление о привлечении к административному штрафу в размере 50 тысяч рублей руководителя МРО «Свидетели Иеговы» Павла Москвина, обвинив в распространении литературы экстремистского характера.

Как сообщил отдел информации и общественных связей Главного управления МВД по Самарской области, этому судебному решению предшествовала оперативная проверка по жалобе, направленной в областной центр по противодействию экстремизму и терроризму одним из жителей дома по Московскому шоссе в Самаре. Самарец жаловался в полицию, что представители организации, называющие себя «Свидетелями Иеговы», распространяют на улице запрещенную религиозную литературу.

Во время проведенной сотрудниками центра проверки в сквере в районе улиц Ново-Вокзальная и Физкультурная, а также у одного из домов на Московском шоссе в Самаре были задержаны граждане, распространяющие литературу. Полицейские изъяли у них 11 книг, которые находятся в федеральном списке запрещенной для распространения в России экстремистской литературы.

Толкование экстремизма
На основании материала проверки в отношении одной из организаций «Свидетелей Иеговы», был собран административный материал о правонарушении, предусмотренном статьей КоАП РФ за массовое распространение экстремистских материалов. В апреле этого года прокуратура Самарской области подала иск в Самарский областной суд о ликвидации МРО «Свидетели Иеговы». Еще до слушания дела областным судом прокуратура приостановила деятельность организации и наложила временный арест на ее имущество. Исполняя решение прокурора Самарской области, еще до рассмотрения дела в областном суде Министерство юстиции Российской Федерации внесло местную религиозную организацию в список религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

В решении Самарского областного суда по делу об обвинении самарских «Свидетелей Иеговы» в распространении экстремистской литературы не указаны названия этих книг. Согласно российскому законодательству не допускается публиковать названия экстремистской литературы, чтобы не повышать интерес к ней со стороны читателей.

У источника в общине «Свидетелей Иеговы» мне удалось выяснить, что среди изъятых у сектантов в Самаре публикаций были книга «Приближайся к Иегове», брошюра «Правительство, которое принесет рай», журнал «Сторожевая Башня возвещает царство Иеговы».

В своем решении Самарский областной суд опирался на лингвистическую экспертизу литературы «Свидетелей Иеговы», ранее проведенную судами других регионов и судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, признавшими эту литературу экстремистской.

По мнению судей, примером экстремистских идей, содержащихся в публикациях движения, является нелестное описание других религий, отличных от учения «Свидетелей Иеговы». Еще один приведенный судом пример экстремизма: в журнале иеговистов «Сторожевая башня» написано: «Хотя Иосия (библейский персонаж) был маленьким, он уже понимал, что нужно дружить с теми, кто служит Иегове. Мы хотим, чтобы ты поступал правильно!»

По мнению Верховного Суда, под фразой «нужно дружить с теми» в тексте подразумевается, что одновременно «не нужно дружить с другими». В этом состоит скрытая пропаганда розни на основе религиозной принадлежности. Пропагандируется отрицательное отношение к людям, не разделяющим веру в Иегову». Таким образом, делается вывод о том, что журнал «Сторожевая башня» публикует экстремистские материалы.

Другими словами, экстремистской была признана литература, указывающая на исключительность «Свидетелей Иеговы» по сравнению с другими мировыми религиями.

Запрет
В мае 2014 года судья Самарского областного суда вынесла решение в пользу прокурора Самарской области, постановив, что деятельность МРО «Свидетели Иеговы» в Самарской области нужно запретить, а ее имущество конфисковать. Члены организации попытались обжаловать решение. В обжаловании они заявили, что в деятельности и учениях «Свидетелей Иеговы» нет ничего экстремистского и поэтому ликвидация абсурдна. Адвокаты религиозной организации заявили, что экстремистская литература была подброшена полицией во время осмотра арендованных «Свидетелями Иеговы» помещений. Несмотря на обжалования, 26 июня Самарский областной суд признал местную организацию «Свидетелей Иеговы» в Самаре экстремистской и вынес постановление о ее ликвидации.

12 ноября Верховный суд РФ оставил без изменения решение Самарского областного суда, сообщает пресс-служба прокуратуры РФ. С соответствующим иском в суд обращался прокурор Самарской области Мурат Кабалоев. По решению суда имущество самарских «Свидетелей Иеговы» будет обращено в собственность государства.

Адвокаты и руководство самарского отделения организации намерены оспорить решения Самарского областного суда, признавшего их деятельность на территории Самарской области экстремистской. Для этого они направили несколько жалоб в Европейский суд по правам человека. Однако представители «Свидетелей Иеговы» заявляют, что даже в случае положительного решения Европейского суда по правам человека вряд ли можно надеяться на возобновление работы религиозной организации в регионе.

Советское прошлое
В России новые христианские секты, такие как «Свидетели Иеговы», уже давно воспринимаются негативно. 55-летний самарец Андрей с начала 70-х годов является адептом «Свидетелей Иеговы». В ряды иеговистов он пришел благодаря однокурснику, с которым учился в одном из местных институтов. Молодые люди интересовались мировыми религиями, познакомились со всеми действующими в Самарской области конфессиями и поняли, что ближе всего им «Свидетели Иеговы».

«Быть иеговистом во времена советской власти было настоящим подвигом. Нам приходилось скрывать даже от однокурсников, что мы иеговисты. Среди моих однокурсников и преподавателей было много внештатных осведомителей КГБ. Если бы мы проболтались, что состоим в «Свидетелях Иеговы», нас бы исключили из института, из комсомола и призвали в армию. Тогда сектантов «Свидетелей Иеговы» во всей Самарской области насчитывалось не более 100 человек. Но наша вера была крепче, чем вера в коммунизм. Я помню, как в начале 70-х годов преподаватель истории КПСС пугал нас на лекции, что если узнает о том, что кто-то из студентов посещает православную церковь, поддерживает католиков, баптистов или иеговистов, то сразу сообщит в КГБ. А госбезопасность, по словам преподавателя, должна была призвать нас на срочную службу в армию в Афганистан.

Нам повезло, что наши жены разделяют наши религиозные убеждения. Из подполья члены нашей ячейки «Свидетелей Иеговы» вышли с началом перестройки. До этого богослужения проходили только на квартирах адептов».

«Свидетели Иеговы» сегодня
Официально в самарском отделении организации сообщили, что среди членов общины числится 1,5 тысячи человек. В реальности эта цифра гораздо больше: около 7 тысяч человек.

Как удалось выяснить, когда организация официально действовала в Самаре, богослужения проходили в нескольких местах. Для этого иеговисты арендовали актовые залы в клубе «Победа» и доме культуры «Самарец», а также в находящемся в центре города здании бывшего кинотеатра «Россия». На каждое богослужение собиралось до тысячи человек. Несколько раз среди прихожан были замечены высокопоставленные местные чиновники. Один из руководителей «Свидетелей Иеговы» в начале 1990-х годов даже удостоился официального приема у тогдашнего губернатора, либерала Константина Титова.

По информации социологов, деятельность «Служителей Иеговы» изменила психологический микроклимат в рабочем районе Самары под названием Безымянка, где живут рабочие оборонных предприятий, изготавливавших ракеты, самолеты и различное вооружение. В начале 1990-х годов на этих предприятиях начались сокращения. На Безымянке начались безработица, пьянство. После того как в 1990-е годы в районе начал работать центр иеговистов, уменьшилось число местных жителей, злоупотреблявших алкоголем. «Многие рабочие заводов пришли на проповеди, чтобы найти отдых от тяжелой жизни, от агрессии и злобы. Чтобы возлюбить ближних, думать о душе, а не мирских соблазнах. Проповеди благотворно сказались на озлобленных от проблем людях», - отмечают адепты «Свидетелей Иеговы».

Некоторые прихожане слишком буквально воспринимали требования церкви, и поэтому происходили трагедии. «Свидетели Иеговы» не поддерживают пересадку донорских органов и переливание донорской крови. Некоторые иеговисты отказывались от операций по пересадке органов и погибали. В начале 2014 года в областную клиническую больницу имени Калинина после автомобильной аварии был доставлен 7-летний Ярослав Кветкин. Мальчику было необходимо срочное переливание крови. Однако его отец-иеговист запретил врачам это делать. Ребенок, к счастью, остался жив, но потерял много крови. Родители заявили журналистам, что Ярослав выжил только благодаря их молитвам. Эта история получила широкое освещение в средствах массовой информации Самарской области. Представители Русской Православной Церкви пытались прокомментировать эту историю как очередное «зло чуждых русскому человеку Свидетелей Иеговы».

Жесткие правила, существующие в рядах организации, как, например, запрет на общение иеговистов с неиеговистами, члены организации поясняют необходимостью дисциплины и стремления к общей вере. Многие иеговисты говорят, что в организации отношения между прихожанами более уважительные и близкие, чем, например, в православной церкви. У иеговистов не было трудностей с молодыми членами организации: ряды «Свидетелей Иеговы» пополняли дети иеговистов, а также студенты, приобщившиеся к секте во время обучения за границей.

Один из иеговистов, 25-летний Руслан, рассказал, что сегодня вынужден скрывать от родственников свои религиозные предпочтения. Одна половина его родственников - татары, исповедующие ислам. Другая половина - православные. «Все они негативно относятся к «Свидетелям Иеговы». Православие вообще воинственно воспринимает иеговистов. Если бы у меня дома узнали, что я - иеговист, меня бы заперли и не пустили на богослужение. Меня бы прокляли родственники, заставили не позорить наш род и принять православную веру или ислам. Моя жена - православная, и я боюсь, что она подаст на развод, если узнает, что я - иеговист. Это очень сложно: верить тайно. Иногда у меня от этого возникает депрессия. Я считаю, нашему президенту выгодна одна религия: православие. Православие стало государственной религией. А иеговисты становятся религиозными диссидентами. О религиозной демократии в России приходится забыть», - рассказал Руслан.

В подполье
Если обжаловать закрытие «Свидетелей Иеговы» в Самарской области в Европейском суде по правам человека не удастся, последователи секты вынуждены будут перейти на нелегальное положение. «Фактически это произошло уже сейчас. Богослужения снова проводятся в тщательно скрываемых местах, чтобы о них не узнали сотрудники полиции и ФСБ. Сложнее стало и со вступлением в иеговисты. Теперь будущему иеговисту необходимо заручиться рекомендацией нескольких членов религиозной организации. Если власти продолжат преследовать нас, перейдем на полную нелегальность, богослужения будем проводить через интернет-конференции и вебинары. Интернет в России еще не запрещен, и иеговисты могут посещать международные сайты «Свидетелей Иеговы», - рассказал на правах анонимности один из старейшин самарской общины.

Местные сторонники религиозной общины полагают, что впереди грядут тяжелые времена. «Принимая решение о закрытии МРО «Свидетели Иеговы» в Самарской области, Верховный суд работал на перспективу, прекрасно понимая, что в ближайшее время подобные решения будут приняты в отношении организации и в других регионах России. Это современный политический тренд: сузить число действующих в России религиозных конфессий. Неугодные религии становятся вне закона и начинается их преследование по обвинению в экстремизме. Российские власти, несомненно, и дальше будут всячески подавлять свободу вероисповедания. От этого страдает церковь «Свидетелей Иеговы», а прежде всего, обычные прихожане, которые становятся иеговистами по убеждениям. Будет печально, если из-за запрета «Свидетелей Иеговы» адепты снова вернутся к порокам, которые они оставили, придя к вере», - считает один из местных активистов.

Валерий Павлюкевич