На круглом столе в пресс-центре «КП-Омск» говорили о прошлом, настоящем и будущем Воскресенского собора. Когда-то в нем слушал богослужения Федор Достоевский, крестили художника Михаила Врубеля, молились Пржевальский и Семенов-Тянь-Шанский. Здание собора было разобрано в 1959 году. А теперь о его руины ломают копья.
Как пояснил Альберт Полеводов, главный специалист по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия министерства культуры Омской области, археологические раскопки на месте Воскресенского собора начались в 2008 году. Не закончены они до сих пор: на определенном этапе работы остановили, даже не законсервировав уцелевшие элементы строения.
Спасти находку от быстрого разрушения взялись в омском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Руины и стали главным камнем преткновения при обсуждении реконструкции. Заказчик – Омская область в лицк КУ «Облстройзаказчик» и автор проекта реконструкции, архитектор Татьяна Малиновская, хотят восстановить собор на старом месте в полном объеме. Часть руин, как того и требует техническое задание, она намерена сохранить. Это будет подвальная часть собора с лестницей, чудом сохранившиеся в земле. Все остальные руины пойдут под ковш экскаватора, ибо в техзадании руины требуется оставить в том объеме, который не помешает восстановлению.
Эта обтекаемая формулировка, как выяснилось на круглом столе, волнует очень многих омичей. Например, зампредседателя омского отделения ВООПИК Игоря Коновалова, который и работал над консервацией найденных остатков здания. Руины неплохо сохранились - толщина стен достигает двух метров - и являются важным объектом культуры. Их важно сберечь целиком и оставить на виду, считает он. Перед нами подлинный фундамент подлинного первого каменного здания Омска.
И вот тут возник глобальный вопрос, а насколько ценны руины собора? Оказалось, что никто не проводил до сих пор историко-культурную экспертизу. Денег на ее проведение у Минкульта нет, хотя она обойдется гораздо дешевле, чем проект восстановления храма. Олег Плющков, начальник управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия министерства культуры Омской области, пояснил, что эту процедуру может провести любой гражданин на свои деньги.
Однако специалист-археолог из ОмГУ тут же пояснила, что если на объекте проводились раскопки и были найдены руины, то в этом случае экспертиза обязательна должны была быть, причем еще 5 лет назад. Необходимость проведения экспертизы отстаивал и представитель Омского отделения Русского географического общества (РГО) Степан Викулов. Причем позиция ОмГУ, ректор которого просил Назарова наказать Коновалова за раскопки без разрешения, уничтоживших, по их мнению, культурный слой, должна теперь еще больше ужесточиться, ибо если начнется стройка, то уничтожат не только культурный слой, но и вообще все руины.
Ситуация с экспертизой разъяснила очень много. Ведь если эксперты признают руины ценными, то любое строительство на их месте будет запрещено. А пока Татьяна Малиновская разрабатывает проект здания-музея, однако полностью один в один как классический храм. С апсидой и иконостасом, с колокольней, но без колокола. Для того, чтобы церковное не соприкасалось с мирским и проектируется подвал, из-за которого, собственно, выгребут все руины. Там будут теплоузел, водомерный узел, служебные и хозяйственные помещения, туалеты. Архитектор допускает, что лет через 50 восстановленное здание вновь станет полноценным собором, когда соседний дом на Спартаковской 3 снесут.
Представитель мэрии, первый замдиректора департамента культуры Владимир Демченко, пояснил, что он уже видел проект (как это возможно, если ТПИ «Омскгражданпроект» в лице Малиновской еще только проектирует собор), с Минкультом согласен, проект Малиновской поддерживает и вообще дал понять, что мэрию вся эта шумиха интересует в последнюю очередь, так как земельный участок отдан в аренду заказчику, а руины никому не принадлежат и никакого статуса не имеют. Полную поддержку проекту выказал и глава омского отделения Союза архитекторов РФ Владимир Проскурнин.
Таким образом, в результате общения вскрылась следующая скандальная ситуация: экспертизу руин заказчик и Минкульт Омской области не проводили и не собираются, ибо она моет тупо помешать освоению средств и восстановлению объекта. Отдельные представители ВООПИК, РГО и прочей общественности собираются-таки заказать и провести эту экспертизу руин собора за свой счет. Археологи из ОмГУ так же недовольны тем, что такой объект остался без их внимания, а теперь и вовсе может быть снесен. Если экспертиза состоится и объект получит статус, то тогда деньги, потраченные на проект, окажутся потраченными зря. А это почти 9 млн рублей! И возникнут еще большие вопросы.
Игорь Федоров