Сейчас из-за антироссийских санкций страна активно переориентируется на импортозамещение и внутренний рынок, а между тем система российской науки и образования продолжает ориентироваться на Запад.
С 90-х годов ХХ века начинается продвижение нашей науки на Запад. Ушли огромные средства на заимствование системы западного образования: пришло ЕГЭ, но потери оказались огромными. Специалитет в основном угроблен, зато появились магистратура и бакалавриат. В последние годы оценка научно-исследовательской деятельности российских ученых и вузов определяется по рейтингу цитируемости научных работ, то есть суммарному количеству ссылок на публикации в ведущих международных базах. Самыми авторитетными в мире по научному цитированию являются Web of Science (США) и Scopus (Нидерланды). Российская система – РИНЦ (российский индекс научной цитируемости), к сожалению, в конце списка. По словам проректора по учебной работе высшей школы экономики Сергея Рощина, если ученый публикует свой материал в издании, входящем в систему Web of Science, он получает единовременную надбавку 90 000 рублей, если попадает в российскую базу – только 40 000 рублей. Поэтому российскому ученому выгодней публиковать результаты своих исследований за рубежом. Государство само расставило приоритеты. Несколько лет назад, еще до ситуации на Украине, некоторые депутаты Госдумы говорили, что наука нашей стране вообще не нужна. Есть нефть, газ – остальное купим. Я понимаю, что люди, которые это декларируют, имеют серьезные резоны так считать.
Задумайтесь, омские вузы имеют четвертую категорию. Дмитрий Медведев в 2011 году провел реформу высших учебных заведений и выстроил пирамиду российских университетов. Первый уровень – национальные университеты МГУ и СПбГУ, второй уровень – федеральные университеты в центрах федеральных округов, 3 уровень – национальные исследовательские университеты, 4 уровень – обычные университеты, 5 – академии, 6 – институты. Университеты первого эшелона сами формируют образовательные стандарты и требования и спускают их в регионы. И блокируют для местных вузов возможность для творчества. Я начинал работать еще при СССР, но даже в кошмарном сне не мог представить, что будет такой уровень бюрократизации! Ученые занимаются не наукой, а составлением никому не нужных отчетов. Впрочем, и самих ученых, оставшихся в омских вузах, можно пересчитать по пальцам!
Несколько лет назад под руководством бывшего ректора ОмГУ и депутата Законодательного Собрания Геннадия Геринга, при поддержке губернатора Леонида Полежаева и при моем участии, формировался проект создания в Омске Западно-Сибирского федерального университета. В него вошли бы 4 вуза: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, СибАДИ, Институт сервиса и педагогический. Пакет документов отвезли в Москву, но проект не получил одобрения. Педагогический университет отстоял депутат Госдумы Олег Смолин. Зачем удельному князьку идти в вассалы? Ситуация в Омске мне напоминает феодальную раздробленность. А вот в Красноярске, а затем в Екатеринбурге, вузы пошли по пути объединения. Там были созданы Сибирский и Уральский федеральный университеты, которые теперь получают миллиардные гранты и развивают науку. Среди городов-миллионников России Омск занимает последнее место по науке и образованию. Поддерживать наукоемкие области может только крупный бизнес. А его после ареста Шишова и банкротства «Мостовика» в городе не осталось.
Высшее образование выполняет суррогатную функцию – это занятость и политическая лояльность. Безработный инженер менее криминогенен, чем безработный токарь. В омских вузах идет «деловая игра». Преподаватели делают вид, что учат, студенты – что учатся. Человеческий капитал утекает из науки и образования. Потери в талантливой молодежи у региона огромны. Хорошие баллы ЕГЭ дают абитуриентам шанс поступать куда угодно, и они уезжают из Омска. Потом собирают чемоданы студенты, кандидаты и доктора наук. Несколько лет назад я преподавал на факультете повышения квалификации ОмГУ свою авторскую программу: «Методология научных исследований» для специалистов вузов из Томска и Новосибирска. Было впечатление, что мы с разных планет. Вузы работают по серьезным грантам (сотни млн руб. под большие перспективные проекты). В Томске 7 бизнес-инкубаторов, 2 дома ученых. Очевидна заинтересованность местных властей и бизнеса, которые стараются получить финансовую поддержку государства. Без внешнего управления систему высшего образования в Омске не изменить. Нужен попечительский совет, возглавляемый губернатором, и создание большого вуза. Кроме того, изменения появятся, когда появится спрос на качественное образование. А иначе в скором времени мы будем тратить большие деньги и покупать специалистов в других регионах.