Согласно наброску речи, распространенному в кремлевском пресс-центре 5 декабря, Путин должен был сказать слушателям, что «ни международные акты, ни структуры по защите прав человека не смогли помешать массовому уничтожению собственных граждан украинским руководством». Однако, судя по всему, Путин в последний момент опустил эту фразу. В выступлении 5 декабря Украина вообще не упоминалась.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался комментировать, почему Путин опустил целиком эту часть при произнесении речи. На вопрос, является ли это изменение знаком перемены позиции Путина по Украине, Песков ответил: «Нет, абсолютно нет». Однако позиция России по украинскому конфликту уже смягчилась в преддверии следующего раунда мирных переговоров, которые должны состояться на этой неделе между Россией, Украиной и сепаратистами при участии европейских посредников.
Можно отметить более примирительный подход Путина на фоне колоссального политического и экономического давления Запада на Россию, с тем чтобы она перестала поддерживать украинских сепаратистов. Об этом свидетельствуют, в частности, его высказывания во время встречи с президентом Франции Франсуа Олландом в аэропорту «Внуково», в том числе о том, что Россия хочет восстановления территориальной целостности Украины.
Как заявил TIME бывший политический консультант Кремля Глеб Павловский, редакция речи выглядит как часть более широкого изменения в российской риторике. «Разворот по вопросу Украины ясен, даже очевиден, - заявил он. - Теперь Путин хочет усилить дружелюбный тон, и Кремль пытается различными путями охладить украинский вопрос». Павловский добавил, что Путин нередко в последний момент вносит изменения в тексты, подготовленные спичрайтерами.
В беседе политолог отметил, что неожиданная перемена курса по Украине может нанести ущерб российскому президенту. «Пропагандистские каналы Кремля на протяжении месяцев подогревали общественную поддержку в адрес сепаратистов, и президент может столкнуться с падением своего высочайшего рейтинга поддержки, если предстанет поддающимся западному давлению на этой стадии конфликта», - полагает он.
Саймон Шустер