Омский областной суд отклонил апелляционную жалобу на постановление Куйбышевского райсуда о продлении ареста Юрия Гамбурга до 24 января 2015 года. Адвокат опального вице-губернатора Олег Любушкин рассказал БК55, как именно у его подзащитного «нашли» 14 пачек денег и что еще ФСБ знает о нем.
- Олег Александрович, какой на этот раз эксклюзив предъявили представители ФСБ?
- На самом деле ничего сенсационного. Следователь принес два тома с фактами, которые, по их мнению, говорят о том, что Гамбурга отпускать нельзя. Хотя там и были материалы из ФСБ, которые раньше шли под грифом секретно, снятым совсем недавно, информация эта в основном уже неоднократно оглашалась.
- Какая, например?
- Например, был документ, в котором отражены времена и даты, когда адвокат Любушкин встречался со своим подзащитным, а потом в этот же день беседовал с губернатором Назаровым. Там же было указано, кто выписывал пропуск, то есть - к кому шел адвокат.
- И к кому же адвокат Любушкин приходил в облправительство?
- Два раза пропуск был выписан по поручению губернатора Назарова, еще несколько пропусков от его помощников.
- Действительно подозрительно.
- На самом деле там решались рабочие вопросы, которые было неудобно решать по телефону. Например, ситуация с личным поручительством губернатора - меня интересовало, может ли он сам прийти в суд, чтобы заявить свою позицию? Сразу скажу - он ответил, что является должностным лицом, и ему такой вопрос пришлось бы решать с федеральным руководством.
Или, к примеру, был вопрос по поводу увольнения или отстранения от должности моего подзащитного. Сам Гамбург просил передать его позицию - если считаете, что фактом своего задержания я компрометирую облправительство - увольняйте.
- А к другим членам облправительства вы зачем приходили?
- Ну, к примеру, за характеристикой. Кроме того, была идея предоставить коллективное поручительство - 50 человек были готовы поручиться за Юрия Викторовича. Следовательно, нужно было собирать подписи. Но мы отказались от этого пути.
- Раньше вы протестовали, когда в суде обнаружилось, что за вами следят. В этот раз вы пытались выразить свою позицию?
- Разумеется. Адвокат Донченко просил суд вынести по этому поводу частное определение ФСБ. На наш прямой вопрос следователю - давал ли он поручение оперативникам следить за адвокатами Гамбурга - он ответил отрицательно. Поэтому нам непонятно, на каком основании это происходило. Однако суд не поддержал нашу позицию.
- Однако на прошлых заседаниях представители ФСБ оглашали действительно красноречивые факты не в пользу вашего клиента. Например, о том, что он отвозил в Москву значительные суммы денег, что могло свидетельствовать о том, что он планирует туда уехать надолго...
- А вы знаете, на основании чего были сделаны такие выводы? Как было оглашено в суде, это был опрос (даже не допрос!) некоего контролера зала в аэропорту, который сказал, дескать, что когда он досматривал багаж, на мониторе высветились какие-то 14 пачек бумаги, он думает, что это были деньги. При этом никто моего подзащитного тогда не останавливал, не обыскивал, не составлялись никакие акты.
- Силовики также утверждали, что ваш подзащитный ведет «скрытный образ жизни». Дескать, и дом у него неизвестно где, и аппаратуру какую-то подозрительную с собой носит...
- С домом все просто - он еще не достроен, не введен в эксплуатацию, поэтому нет и официального адреса. Гамбург сам его строил. Но говорить о том, что следователи не знают, где находится этот дом, - нельзя, ведь сегодня он официально арестован. По поводу аппаратуры, которая глушит любую прослушку, - Юрий Викторович и в суде заявлял, что он всегда ее носит с собой, поскольку не хочет, чтобы его прослушивали.
- Что планируете дальше делать?
- Будем писать жалобу в президиум областного суда. В очередной раз попытаемся обратиться в Верховный суд. На сегодня складывается, на мой взгляд, такая ситуация, что Юрий Гамбург фактически отбывает наказание без вины. Для сохранения такого статус кво используются самые разные средства, в т.ч. активная работа ФСБ... Я, кстати, спросил у следователя - а велась ли запись моих разговоров с губернатором - на что он мне ответил, что это секретная информация.То есть я не исключаю, что в нашем деле может появиться и распечатка прослушки этих разговоров - мы просто еще не завершили знакомство с материалами дела, не дошли еще до 50 тома.
Олег Ледянский, Наталья Николаева