Чиновники в России продолжают грезить полуавантюрными проектами, смысл которых видится лишь в освоении государственных средств. Удивительно то, что теперь эти проекты предлагают реализовывать даже за пределами РФ, в нищей Северной Корее. Что в экономическом плане от этого реально получит Россия - сегодня не говорит никто.
Россия планирует соединить Транссиб с Транскорейской железной дорогой (ТЖД), но позиция Москвы заключается в том, что она не собирается что-либо навязывать. Об этом 29 ноября в интервью ТАСС заявил министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, который находится с визитом в Южной Корее для обсуждения вопросов дальнейшего развития экономического сотрудничества Москвы, Сеула и Пхеньяна. Судя по всему, именно в этом проекте планировалось участие омского НПО «Мостовик».
«А как можно трехсторонние экономические проекты, в основе которых должна быть взаимная выгодность и заинтересованность, навязывать? Как говорят в России, «желание ищет возможности, нежелание ищет причины». Поэтому нельзя трехсторонние проекты реализовать одной стороне, в них обязательно должны участвовать три стороны вместе, когда у них есть желание. И это трехстороннее желание будет искать возможности, а если нет желания, то всегда найдется тысяча причин, по которым что-либо нельзя сделать. Это, на мой взгляд, достаточно очевидно», - сказал Александр Галушка (здесь и далее цитата по «Коммерсанту»).
Еще в 2001 году, по его словам, «президент России говорил о том, что было бы очень полезно восстановить ТЖД с тем, чтобы она выходила, замыкалась на российский Транссиб, что было бы очень полезно». «Наша принципиальная точка зрения за 13 прошедших лет не изменилась. Могу лишь добавить, что в этом году Россия дала старт модернизации БАМа и Транссиба, который можно соединить с ТЖД», - подчеркнул министр. Россия, по его словам, планирует инвестировать в этот проект более 15 млрд долларов. Часть из них - это средства компании «Российские железные дороги», часть выделяет государственный бюджет, и часть будет выделена из Фонда национального благосостояния.
БК55 напоминает, что в начале 2004 года, как сообщал сайт transport.ru, на совещании в Хабаровске строительство ТЖД стало темой обсуждения проблемы развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке России. Очевидная экономическая целесообразность транспортного маршрута послужила основой для проработки предложения по восстановлению ТЖД за счет России. Проектные изыскания, выполненные российскими институтами, показали, что стоимость реконструкции и модернизации железных дорог составит около 2,5 млрд долларов. По расчетам, эти затраты окупились бы ежегодной платой за транзит по территории России в объеме 240 млн долларов.
Комментируя итоги завершившейся в 2004 году поездки в Республику Корея, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский заявил, что участие в дорогостоящей реконструкции ТЖД будет целесообразно, если Республика Корея и КНДР обеспечат гарантированный объем транзитного контейнерного потока грузов.
Прошло 10 лет. Стоимость проекта по мановению волшебной палочки выросла в 7 раз. Об экономической целесообразности и гарантиях загрузки Галушка, в отличие от Пуликовского, уже даже не говорит. Южная Корея и КНДР по-прежнему находятся в состоянии войны, а железнодорожный путь оттуда в Европу намного ближе теперь через Китай и Казахстан, нежели чем через Дальний Восток РФ, а морской путь по-прежнему самый дешевый. За эти годы Транссиб взял на себя 0,5% всего грузопотока из Азии в Европу.
Игорь Федоров