Можно обнаружить вполне четкую логическую связь между падением курса национальной валюты и целым рядом уголовных дел по всей стране, в числе которых и расследование в отношении НПО «Мостовик», выяснили мы в беседе с председателем совета директоров ИТ Банка Владимиром Волковым.
– Владимир Анатольевич, на какую глубину, по вашим оценкам, способен еще упасть рубль?
– Вообще-то я позавчера еще думал, что уже все, это предел, дно. И в результате был очень расстроен решением ОПЕК... В итоге президент Путин вынужден реагировать на общемировую экономическую ситуацию. Раньше, при высоких доходах от продажи дорогой нефти власть могла позволить существовать довольно большой прослойке переплетенного с крупным бизнесом чиновничества, представители которого вывозили за рубеж огромные суммы. Сейчас же, когда президент предпринял одобряемые большей частью населения страны действия в отношении Украины, Крыма, эта прослойка из-за своих денежных связей с Западом фактически тихо перешла в оппозицию Путину, стала своего рода «пятой колонной». И президент стал предпринимать жесткие действия по возврату выведенных денег, которые сейчас будут совсем не лишними в экономике. Отсюда все эти свежие «посадки», отсюда и Евтушенков, который, в отличие от Ходорковского, упираться не стал и сразу все, что сказали, отдал, и объявление в розыск сенатора-банкира Пугачева, который набрал миллиарды беззалоговых кредитов и уехал за границу, и обыски в СУ-155... Так что ближайшие год-два российской экономике будет трудно.
– А конкретно омской?
– Омской будет еще труднее – из-за краха «Мостовика». Сейчас пока об этом еще почти не говорят, но наш рухнувший строительный колосс погреб под своими останками множество малых и средних фирм, его обслуживавших. И значительная часть из этих десятков миллиардов рублей теперь уже, видимо, невозвратного долга – это задолженность перед ними, это деньги, без которых они все просто закроются.
У этой ситуации, кстати, есть и еще один аспект – персональный. То, что Олег Владимирович Шишов уже лет 15 возглавляет финансово-бюджетный комитет Заксобрания, сейчас многие вспоминают. Но в тени есть еще одна фигура – Валентина Черная, которая больше полутора десятков лет была фактически вторым человеком в «Мостовике» – главным бухгалтером компании, потом через казначейство перешла на пост заместителя регионального министра финансов, стала первым замом, а с 2010 года руководит Контрольно-счетной палатой Омской области. То есть работала схема: один представитель «Мостовика» сначала решает, куда направить бюджетные деньги, а потом сам же их осваивает, второй же – «проверяет» эффективность этого вложения. Сейчас, кстати, президент Путин борется и с такими схемами на местах, по сути, разрывающими вертикаль. Такие люди по факту действуют и не в интересах народа, и не в интересах верховной власти, государства.
И в мэрии история с Тилем примерно из той же оперы. Правда, сам главный архитектор, судя по его довольно скромному образу жизни, действовал совсем не в своих интересах. Тиль – управляемый исполнитель.
– Управляемый кем?
– Полагаю, разными лицами. У нынешнего мэра, по сути, нет своей единой команды. Вообще ситуация в горадминистрации существенно меняется при смене градоначальников. Например, Евгений Иванович Белов сам, по сути, был управляемым исполнителем. А Виктор Филиппович Шрейдер уже действовал в своих интересах и интересах его команды. Вячеслав Викторович Двораковский в этом плане ближе к Белову. И работают у него отдельные личности разной степени влиятельности, действующие в личных интересах по мере возможности. И сейчас, похоже, эти личности начнут друг друга сдавать... Кстати, по моим данным, в ответе Контрольно-счетной палате Тиль написал, по чьим именно запросам он выдавал конкретные землеотводы.
Наталья Николаева, Олег Ледянский