Пристрой к памятнику архитектуры по улице Карла Либкнехта, дом 4, о котором так много шумели СМИ и архитекторы, должен быть снесен до 22 декабря. Если, конечно, владельцы здания не предоставят до этого срока все необходимые разрешительные документы.
Об этом на встрече с журналистами в присутствии еще двух своих специалистов - юриста и ответственного за архитектурное наследие - заявил глава областного Минкульта Лапухин. Министр резюмировал, что, дескать, и без вмешательства прессы его ведомство знает свое дело.
Но на вопрос одного из пишущих о том, как же его подчиненные наказывают за снос и без того немногочисленных омских исторических памятников, Виктор Прокопьевич как-то совсем скромно, в не свойственной ему активной манере подачи мыслей ответил: «Судимся. Даже насчет памятника, снесенного несколько лет назад на Жукова». Заметим, что минкультовский юрист Вадим Егоренко ни слова по этому поводу не добавил. То ли стеснялся, то ли достижения его на судебной ниве скромны. В общем, виновные еще не наказаны.
Зато виноватые в строительстве несанкционированного пристроя к зданию общества «Треугольник» находились в зале Дома журналистов, то есть рядом с обвиняющими его минкультовцами. Очаровательная финансовый директор ООО «Сосновый бор» Алена Саматова согласна с тем, что виновна. И даже почти готова была посыпать голову пеплом. Но министр как джентльмен от нее этого не просил. «Да, мы не правы, что сделали пристрой без историко-культурной экспертизы. Надо было делать все по правилам», - сказала г-жа Саматова, давая понять, что правила ей уже объяснили и она готова им соответствовать.
Представитель фирмы, осуществлявшей возведение пристроя, Алексей Шемберко рассказал, что «Трестстрой-2000» постоянно занимается такими работами и имеет соответствующую лицензию. «Мы делали реконструкцию семи объектов на улице Валиханова», - отметился в беседе строитель, правда, так и не рассказав, почему они начали и закончили работы без разрешительных документов на осуществление такой деятельности в рамках памятника архитектуры, тем более, имея уже опыт.
Пристрой делался к входу в подвал, где планировалось владельцем разместить кафе-ресторан, а на втором и третьем этажах - офисные помещения. Заметим, что исторически вход в подвальную часть дома был со стороны двора, но для использования архитектурного шедевра в бизнес-целях он более чем необходим с лицевой части, где есть парковка.
Присутствие противоположной стороны скандала в лице представителя владельцев здания и строительной компании на оглашении Минкультом итогов проверки незаконных работ, сказавшихся на облике архитектурного памятника - свидетельство явных перемен во властных структурах. Даже лексика общения с бизнесменами пусть не резко, но меняется. Глагол «снести» Виктор Лапухин произносил негромко, без надрыва, уточняя, что есть предписание избавиться от новодела, но вступает оно в силу после суда. У владельцев есть время исправить положение, и очень похоже, что они им воспользуются.
Василий Романов