В России наметилась тенденция увеличения сумм компенсаций по медицинским делам.

15 миллионов рублей за моральный вред взыскал суд с Санкт-Петербургского медуниверситета имени Павлова в пользу пациентки Ирины Разиной. В сентябре 2010 года после неправильно выбранной тактики ведения родов на свет появился мальчик с необратимым повреждением головного мозга. Через два года мучений он умер. Медики просили в иске отказать, однако Фемида посчитала сумму соразмерной страданиям. Как сообщают СМИ, участники процесса не могли сдержать эмоций, слушая показания истицы и свидетелей.

Пока решение обжаловалось ответчиками, управляющий Центром медицинского права Алексей Панов предположил, что сумма компенсации может быть уменьшена до 5-10 миллионов. Однако этого не произошло: Санкт-Петербургский городской суд апелляционную жалобу ответчика не удовлетворил.

- 15 миллионов рублей в счет компенсации морального вреда за последствия врачебной ошибки - беспрецедентная для российского правосудия сумма, - говорит Панов. - Я знаком с подобными исками: мы выполняли заключение специалиста, когда акушерам следовало провести кесарево сечение, а не ждать естественного родоразрешения. Но размер компенсации морального вреда оказался в десятки раз меньше. Поэтому решение Санкт-Петербургского суда крайне значимо. То, что размер выплаты не уменьшен (хотя ответчик госучреждение), говорит о наметившейся в России тенденции увеличения размера компенсаций по медицинским делам. И хотя в России не прецедентное право, другие истцы для обоснования заявленного размера компенсации морального вреда могут ссылаться на это решение.

Юрист считает, что высокий размер компенсации является еще и профилактикой подобных ошибок медиков. Ведь для думающих главврачей это мотив уделять больше внимания безопасности меддеятельности.

Наталия Гергерт