Проект строительства логистического центра и фабрики питания «Петрумель» получил поддержку на федеральном уровне. Почему идея три года не могла пройти фильтр областных чиновников, рассказывает инициатор проекта, гендиректор компании «Петрумель» Сергей Ивашкин.
- Сергей Евгеньевич, это правда, что ваш проект забрали москвичи?
- Проект никто не забирал, он передан в управление московской компании, которая имеет значительный опыт реализации подобных проектов, ее специалисты принимали прямое участие в разработке Стратегии продовольственной безопасности РФ и системы внутренней продовольственной помощи.
- Почему проект передали в управление сторонней организации?
- Мы не находим адекватного понимания и взаимодействия с областным правительством. «Петрумель» - долгосрочный инвестиционный проект, и его экономический результат будет виден не сразу, а минимум через пять лет. Это не совпадает со временем должностных полномочий чиновников, а в бизнес их никто не приглашает по определению. К огромному сожалению, развитие бизнеса в Омской области возможно только при участии в каком-нибудь кубло (прим. ред. - птичье гнездо). Например, вместе сидели на горшках в детском саду, ходили в одну школу, являются сватьями или братьями. У меня в среде чиновников ни родственников, ни друзей нет. Есть, по крайней мере, две задачи, которые преследуют люди, пришедшие к власти: карьерный рост и решение каких-либо своих задач. Они либо из бизнеса приходят, чтобы улучшить свое положение, или готовят платформу, чтобы перейти из чиновников в бизнес. Горизонт их мечтаний и дел заканчивается сроком полномочий, поэтому они не мыслят на перспективу. Если проект выходит за пределы их срока полномочий в должности, интерес к нему резко пропадает.
- Расскажите про проект ИПЛЦ «Петрумель»...
- Проектом предусмотрено создание индустриального производственного логистического центра по производству социального и корпоративного питания и оптово-распределительного центра (логистический продовольственный складской комплекс класс «А»). Планируется построить крупнейший из проектируемых логистических продовольственных терминалов от Казани до Владивостока. Если сложить все секции вместе, то получится 60 метров в ширину и 1,6 километра в длину. Складской комплекс класса «А» общей площадью 92 000 кв. м будет состоять из секций и выполнять функцию огромного холодильника с разными температурными режимами. Здесь можно будет сохранить практически весь урожай овощей Омской области - северных районов точно. Все, что сегодня гниет на полях, это можно будет не только сохранить, а переработать и превратить в качественный продукт.
- Где вы планируете построить комплекс «Петрумель»?
- Между деревнями Петрушенко и Мельничное. Название нашей компании «Петрумель» соединило в себе название этих двух населенных пунктов. Участок выбран по принципу: «чтобы была удобная транспортная развязка». Рядом железная дорога, федеральная трасса М-51, Иртыш.
- Ваш проект очень многофункционален и не ограничивается строительством логистического центра. На территории комплекса будет построена фабрика социального и корпоративного питания...
- Наша фабрика питания будет выпускать продукцию, которая соответствует стандарту HACCP (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points - концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции). Технологии, которые будут использованы, прошли все апробации на таких же фабриках в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани. Нашим проектом предусмотрено, что рядом с фабрикой будут созданы 16 предприятий-спутников, которые из исходного сырья, предоставленного селянами, будут выпускать для фабрики питания продукты, соответствующие стандартам HACCP, а также поставлять высококачественную продукцию на рынки Омска, других регионов и стран. Стандарт HACCP позволяет это делать без ограничений.
- Каковы будут мощности вашей фабрики питания?
- Стартовая мощность - 100 тысяч рационов питания в сутки. Если перевести на килограммы - это почти 120 тонн еды в день. Рацион - это холодные, первые и вторые блюда, хлебобулочные изделия, напитки. Пища будет готовиться на импортном оборудовании, антисептическая упаковка (контейнеры, пакеты) исключит возможность попадания в продукт микробов. И блюда в таком состоянии можно хранить охлажденными до 28 дней, с последующей регенерацией (разогрев) в местах общественного питания. Использование консервантов и пищевкусовых добавок искусственного происхождения рецептурами не допускается. В базовом расчете будут использованы рецептуры более 540 блюд и напитков для всех категорий потребителей.
- А в розничную сеть такие продукты будут поступать?
- Пока не планируем. Как только розничная торговля будет готова убрать со своих прилавков так называемую кулинарию, мы готовы будем включить их потребности в производственную программу фабрики. Но пока у них есть задача переработки продуктов с истекающими сроками годности. Время покажет. Наши реальные потребители - социальный сектор - школы, детские сады, больницы, заводы. По данным Минэкономики, 690 000 человек в Омской области ежедневно участвуют в приеме пищи вне дома. Как мы можем делать космические корабли, если рабочие несут в пакетиках, баночках еду из дома, или перебиваются быстрорастворимой лапшой известного качества и происхождения? В заводских столовых порой не вкусно и дорого. Конечно, есть достойные заведения, но их так мало, что их успех растворяется в общем котле бардака. А приготовление еды в школах, детских садах, оздоровительных лагерях? Это же ужас! Периодически появляется информация, что дети отравились некачественной пищей. Обеспечить безопасность детей, потребителей социальной сферы - это индустриальное производство еды, благодаря ему процесс приготовления еды в социальных учреждениях становится ненужным. В 4 раза снижаются затраты на электроэнергию, в 16 раз на персонал, что приводит к снижению издержек и сводится на нет возможность какого-либо хищения. В Омской области более 870 школ, значит не менее этого количества - пищеблоки, и, конечно, - шеф-повара. Какое количество работников школьной столовой можно назвать высокопрофессиональными специалистами в области общественного питания - немного, остальные работают по сборникам и по наитию. Есть выражение: «вкусно как дома». Вполне можно допустить, что для небольшой семьи они могут приготовить вкусно и безопасно, но как быть, если в школе или больнице 1000 потребителей? Если они профессионалы, то почему огромные бочки отходов каждый день вывозятся на свалки? У нас все сытые и довольные? Если взрослые из своего жизненного прагматизма порой будут есть то, что даже в руки брать нельзя, то детей есть невкусную пищу никогда не заставишь.
- Однако, насколько я знаю, реализация проекта идет с определенными сложностями...
- В 2010 году я разработал концепцию создания производственно-логистического центра и внес его на рассмотрение господина Полежаева, но область тогда не была готова к восприятию этой идеи. Этот проект у меня был как лакмусовая бумажка, все условия созданы, а беременность не наступает. Все беременеют - Курган, Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург, Казань. А в Омске трубы заросли. А когда сменилось правительство, мне удалось донести до Назарова, что есть такая грандиозная задумка. Губернатор идею одобрил и включил наш проект в перечень приоритетных инвестиционных проектов Омской области. Но в апреле этого года в голову правительства пришло озарение: они исключили проект «Петрумель» из состава приоритетных. Без объяснения причин. Просто так эти крутые парни решили. Интересные ребята работают и в региональном Минсельхозе. Я точно знаю, что они умеют писать, читать, складывать, а еще они умеют обороняться. Карфаген по сравнению с этой крепостью - детская песочница. Но и в этой крепости есть потайные дверцы, которые открываются после произнесения волшебных слов. И эти слова знают только предприниматели-депутаты. Если сравнить темпы роста активов сельхозпредприятий области, то возникает вопрос: каким образом предприятия депутатов-сельхозников растут опережающими темпами, как на дрожжах, а простой фермер из далекого района месяцами ходит по кабинетам «крепости» в поисках дополнительных оборотных и основных средств для своего хозяйства.
- Но до недавнего времени в этом министерстве был заместитель министра, который разрабатывал программы «от поля до тарелки»...
- Действительно, в 2012 году в региональный Минсельхоз пришел достаточно грамотный и напористый заместитель министра – Павел Павлов. И хотя у нас были с ним некоторые разногласия по тактике реализации проекта, в основном мы солидарны: нужно объединять в единую систему фонды и ресурсы, направляемые на питание (сейчас они разбросаны по нескольким ведомства), вводить единую государством контролируемую систему социального питания и внутренней продовольственной помощи в регионе. Надеюсь, что на новой должности у Павла Васильевича хватит сил и терпения, чтобы довести начатое до успешного результата, и он сможет переломить ситуацию, повернув головы чиновников, если надо с хрустом, в направлении решения единой задачи - улучшения питания и качества продовольствия в социальной сфере области. Со своей стороны мы будем полностью поддерживать эту работу.
- Месяц назад вы презентовали свой проект на конференции МСХ РФ «Агропродовольственная инфраструктура и логистика. Практические решения», которая проходила в Кисловодске. Как отнеслись коллеги из других регионов к проекту «Петрумель»?
- Очень хорошо. Многие регионы захотели, чтобы подобный проект был реализован и у них. И мы сейчас получаем такие предложения. Концепция проекта ИПЛЦ «Петрумель» экспертной площадкой Конференции, специалистами и руководством Минсельхоза РФ и Минфина РФ, Минпромторга РФ была признана удовлетворяющей требованиям к проектам, содержащимся в поручениях Президента РФ Владимира Путина и решениях Правительства РФ по вопросам продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны, оказание продовольственной помощи, создание оптово-распределительных центров. Сейчас мы с нашими московскими партнерами очень плотно взаимодействуем с НИФИ Минфина РФ и Межведомственной рабочей группой Минсельхоза РФ, созданной по поручению Медведева Д.А. За последний месяц Правительством РФ принят целый ряд постановлений, предусматривающих финансовую поддержку проектам создания ОРЦ и направленных на внутреннюю продовольственную помощь и социального питания.
- Какую часть инвестиций в ваш проект составит господдержка?
- До 20% финансирования берет на себя государство, 80% - банк-инвестор, а также частные инвестиции. В июне этого года правительство Омской области получило официальное письмо от одного из крупнейших немецких банков о намерении предоставить проекту ИПЛЦ «Петрумель» финансирование. И это в условиях западных санкций. Конечно, не все так просто, но сейчас важно сделать огромную домашнюю работу.
- Финансирование у вас имеется, зачем вам нужна поддержка областного правительства?
- Область как субъект федерации обладает большими возможностями по привлечению через себя средств федерального бюджета и внебюджетных федеральных источников и собственных средств. Для окончательного формирования финансового плана проекта область обязана решить три вопроса. Во-первых, она должна сформировать транспортную и дорожную инфраструктуру, подходящую к землям проекта. Во-вторых, организовать социальную инфраструктуру для жителей поселков Мельничное и Петрушенко и вновь построенного жилого комплекса. Так как область - субъект, она может включать затраты в обоснованные тарифы, в инвестпрограммы монополистов. В-третьих, создать систему социального питания и внутренней продовольственной помощи на территории Омской области. Надо проанализировать, производство каких продуктов надо сегодня поддерживать, оценить конъюнктуру, рассчитать внутреннюю и внешнюю потребность. Кстати, средства на эту статью выделены. Омская область презентовала проект «Петрумель» в 2013 году на первой конференции по логистике, благодаря и этому регион вошел в число 5 пилотных проектов в России по созданию системы внутренней продовольственной помощи и социального питания и получил федеральную поддержку в размере 63,5 млн рублей.
- Что-то уже сделано?
- Нет. Чиновники не видят своей заинтересованности в проекте «Петрумель». Они не могут повесить себе медаль, потому что отставному министру медаль никто не вешает, ленточку никто не позовет разрезать, денег никто не дает, братьев и детей должностями не заманивают. Вот они нас и не поддерживают, так как мы чиновников областного правительства на кормление не берем.
- Почему, по Вашему мнению, область так мало привлекает инвестиций в перспективные проекты?
- С вашего разрешения немного аллегории. Вот читаешь прессу, наши чиновники любят ходить на охоту. Ведь точно знают, что надо иметь правильные патроны, ружье и цель. И приезжают с трофеями. Так почему же на своем рабочем месте они с удивительным упорством лупят по капсулю, выкрикивая мантру - «приведите мне инвестора» и ничего, кроме конфуза и травмированной собственной психики, не получают. Необходима прежде всего цель - пусть даже она будет очень амбициозной, тщательная подготовка всего, в том числе оценка своих возможностей, нужны команда и труд. А так, как обычно, постреляем по бутылкам, и как бы были на охоте. Бизнес требует уважительного отношения к себе, не важно, какой он - большой или маленький. Люди решают потратить свои деньги на общее благо, ну и, конечно, честно заработать, а их учат жить. Вот, помните, с какой помпой носили Стратегию развития Омской области? Кстати, там есть раздел про сельское хозяйство. На мой взгляд, необходимо срочным образом ревизировать эту часть стратегии, сделать глубокий анализ ее реализации за последний год, внести коррективы с учетом развития событий на рынке. Важным считаю делать это максимально публично, а также ввести железобетонную функцию общественного контроля за важнейшими стройками и проектами области.
- Какие результаты Вашей работы будут для вас знаковыми?
- Может быть, скажут, что я максималист, но мне бы хотелось, на мой взгляд, простых вещей: чтобы молоко, купленное в магазине, после скисания превращалось в простоквашу, а не в зловонную жидкость, чтобы дети после посещения школьной столовой не смотрели голодными глазами в поисках колы или чипсов, чтобы мы, посещая наших родных и близких в больницах, не таскали бы с собой авоськи и баночки с едой, а врачи и медперсонал мог в любое время вкусно, разнообразно и за счет государства покушать. Недопустимо и ужасно, когда врач, работая сутками, питается тем, что осталось на кухне. Чтобы наши старики, которые остались без попечения родственников, могли бы в любой момент заказать себе в социальной службе горячий обед или ужин. Как это все сделать? Это и есть наша работа, которую мы обязательно сделаем, и сделаем ее хорошо.
Беседовала Анастасия Скворцова