На прошлой неделе почти девять часов я провел в Русско-Полянском районе. Денек «народного единства» выдался на редкость погожий. Солнце яркое, небо синее, отава зеленая, жнивье желтое. И так хорошо от созерцания природных красот было моей душе, что она настойчиво просила написать пасторальную зарисовку о жизни народа. Конечно, если б ставил цель, то мог бы, как француз, не зна­вший сути происходящего в нашей деревне, начать рассказ восторженной фразой: «Русские мужики (de moujiks russe) сидят под тенью развесистой клюквы и запивают ломти избы стаканами горячего самовара». Но на дворе не 1907 год, и статья нужна не журналу литературного модернизма «Весы», а омскому «Бизнес-курсу».

Анатолий Жоров

Один за всех
В законный выходной Анатолий Жоров сидел в своем кабинете. Мы заранее по телефону обговорили с ним повестку праздничного дня и без лишних церемоний приступили к разговору о делах.
Мой собеседник возглавил район недавно. После победы на выборах. Сам, наверное, не рискнул бы идти одиночкой во власть, но русскополянцы попросили и поддержали. Он почти всю жизнь прожил в здешних краях.

Ново-Санжаровка – малая родина. С 1977 года работал в совхозе «агрономом широкого профиля», а после 93-го руководил фермерским хозяйством «Весна». Промысел крестьянский знает с босоногого детства. Его КФХ обрабатывало более 3600 гектаров земли, сеяло твердую пшеницу и производило муку из нее. С прежней властью фермер особо не конфликтовал и никогда не прогибался под прессом чиновников и обстоятельств. Если можно сказать о характере человека «цельнометаллический», то именно так бы образно о нем и сказал.

– Что сильнее всего удивило меня на этом посту? – переспросил Жоров и задумался на минуту. – Я привык к тому, что учет и контроль – главные принципы хозяйствования. Их никто не отменял, но здесь служащие не приучены считать! Хочу понять, как функционирует жилкомхоз и почему накапливаются миллионные долги. Проводим ауди­торские проверки и, безусловно, докопаемся до сути. Строим Павловский поселок, благоустраиваем райцентр. Планов много, ищем инвесторов. Уборочная завершена до снега. При средней урожайности 9,1 центнера с гектара намолотили 161 тысячу тонн зерна. Для «зоны отчаянного земледелия» – неплохой результат. Есть успехи в животноводстве, но не такие весомые, чтобы нынче ими козырять...

Анатолий Григорьевич протягивает мне итоговую справку за 9 месяцев. Так-с. Выросли привесы и надои. Молока произведено на 476 тонн больше, чем за тот же период 2013-го. Высшим сортом сдано 63 процента. Населению продано более 1000 бычков. На зимнее стойловое содержание поставлено 9135 голов КРС, из них 3820 – буренки. Наготове восемь пунктов искусственного осеменения, в наличии график запуска и отела коров. А что с кормежкой? Заготовили 19 676 тонн сенажа, 9269 тонн силоса, подвезли солому к местам зимовки. В пересчете на кормовые единицы получилось 26 центнеров на одну условную голову. В рационе животных – концентраты, пивная дробина, патока, фосфаты, соль…

Глава района перевел разговор к острому дефициту «соли земли». По его словам, не хватает специалистов, местная экономика сейчас держится на тех людях, чей возраст 50 и более лет.

– За двадцать три года, что прошли с момента развала СССР, – сетует Жоров, – у нас в районе порушили «человеческую основу» сельского хозяйства. Демократы не переняли у коммунистов их кадровую политику. В СССР каждого выпускника училища, техникума, вуза, как говорится, «держали на карандаше». Государство учило, гарантировало работу, обеспечивало жильем, двигало по карьерной лестнице. А сего­дня?! Если так пойдет, то вообще некому будет трудиться на земле. Нужно как-то ломать негативные тенденции. В моей предвыборной программе записаны десять пунктов, и я постараюсь выполнить обязательства. Надеюсь, хватит времени и полномочий…

С.И. Манякин, В.И. Воротников, И.А. Назаров и Е.Д. Похитайло

Во время беседы в кабинете мы решили – все же День народного единства! – встретиться с людьми, чтобы откровенно поговорить «за жизнь». Маршрут составлял Анатолий Григорьевич и, вероятно, выбирал самых-самых. Поехали в «Розовский», к Герману Иохиму. По дороге он рассказывал о районе, а я слушал и вспоминал, как в 91-м году моя газета «Советская Россия» проводила тут свой грандиозный праздник. В нем участвовали 24 тысячи местных жителей и гостей. На ярмарке за один только день они купили товаров и продуктов – в ценах того времени – на 350 тысяч рублей!

Невероятно, но факт. 18 крупнейших предприятий области привезли сюда свою продукцию. А селяне «в отместку» устроили выставку вечного дефицита. Стороны тогда подписали договоры о сотрудничестве на выгодных условиях. А еще я смотрел на березы по обочинам и думал о мудрости первого секретаря Омского обкома КПСС Манякина, который, борясь с пыльными бурями, заставлял сажать здесь деревья и внедрять почвозащитные технологии.

Впрочем, это предание давно мину­вших дней. Поминать – зря душу бередить, но и забыть невозможно. Омский народ шел к светлому будущему и слышал сверху голос Сергея Иосифовича: дескать, трудитесь и «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими». Извините, за неимением равноценного изречения взял слова библейского Исайи. Омичи не вняли, и вот результат: кривизны кривые, пути в колдобинах и нет ни светлого будущего, ни пророка в своем отечестве.

Ох и тяжко будет Анатолию Жорову выполнить обязательства перед народом. На кого опереться в работе? Да уж, конечно, не на тех, кто отдыхает «со стаканами в тени развесистой клюквы».

 

Герман и Антон Иохим

Риск не в счет
Не боясь ошибиться, скажу, что предприятие названо во имя отца и сына. Они вдвоем – Герман Фалентинович и Антон – стояли у своей резиденции и, по-моему, были рады гостям. При Жорове мне не пришлось «втираться в доверие» к ним. Понятно же, бывший коллега кого попало в гости не повезет.

Иохим-старший – уникальный человек. Если бы не он, то село наверняка приказало бы долго жить. По молодости вкалывал тут кочегаром и трактористом. Не имея высшего образования, шесть лет управлял отделением, где «на зарплатном табеле» сидело аж 140 человек. Большинство односельчан уехало в Германию, бросив нажитое. Однако Герман с семьей остался и в 1993 году создал вместе с братьями и свояками КФХ «Иохим». Сначала обрабатывал 324 гектара, затем – 727, а сегодня выращивает пшеницу и ячмень на четырех с лишним тысячах га. Сейчас у него – полный комплект сельхозтехники. О том, как добывали, восстанавливали трактора, комбайны, машины и выводили их в поле на битву с урожаем (в 2009-м каждый гектар дал по 30 центнеров зерна!), можно написать производственную повесть или инструкцию по выживанию.

Германа Фалентиновича радует, что по окончании педуниверситета вернулся в деревню сын – дипломированный учитель права и истории. В будущем ему предстоит заниматься животноводством и переработкой продукции. Как и отец, Антон Германович отлично умеет считать деньги и просчитывать риски. И если вернулся – значит, осознанно выбрал нелегкую судьбу. Ну или она определила ему жизненный путь.

Директор от бога
Раз уж я обмолвился о Судьбе как предназначении, ставящем человека в зависимость от обстоятельств или высших сил, то не имею права не написать несколько слов о давнишнем сочинении ученика 4 класса школы №92 Димы Гаранина. Городской мальчик написал о том, что он, когда вырастет, выучится на ветеринара и будет жить в деревне. Заведет корову, кур и гусей. Папа вклеил сыновье «пророческое слово» в альбом и тем самым сохранил на долгую память. Дмитрий Станиславович действительно занялся сельским трудом. Правда, не ветеринарным. Начинал с поставок запчастей в совхозы, затем создал предприятие – ООО «ПКФ «Гарант плюс», в котором под его началом трудится более сорока человек. Гаранинская фирма обрабатывает ныне более трех тысяч гектаров земли. Естественно, сам Гаранин, как Жоров и Иохим, «учитывает и контролирует». Иначе бы разорился давно.

Мы приехали к нему на мельницу, а там – рабочий «день народного единства». Старший мельник Игорь Реддих сотоварищи мололи зерно на муку. Им не до праздника. Сменная норма – 7 тонн. За год они должны произвести 2100. Гендиректор сказал, что, приезжая в Омск или Москву и видя, допустим, сибирские пельмени на прилавках, радуется – в них и его доля труда. Говорили с ним почти час. Жена Дмитрия Светлана угощала нас великолепным кофе, и я, признаюсь, не смог угадать в ней маму трех дочерей.

Дмитрий Гаранин

Дамы в бизнесе
Да, есть еще женщины в русско-полянских селениях! И спасибо Анатолию Григорьевичу, что под вечер праздничного дня завез на экскурсию сначала в цех по художественной гибке металла, а после – в магазин «Любаша». В обоих, естественно, работали люди. Время – деньги. Директор Надежда Цисарук сначала показала железные изделия, которые пользуются большим спросом не только в райцентре. А потом – здание, в котором скоро разместится кафе. Ничего, что его надо ремонтировать. Обнесли красивым кованым забором – уже другой вид. В планах – расширение производства, реконструкция еще одного цеха. Жоров слушает внимательно и обещает поддержку. Что ж, не зря мы заехали, совместили приятное с полезным.

У Елены Дубограй – конечное звено в системе товарно-денежных отношений. То есть магазин с отличным ассортиментом и мясным цехом, где выпускают полуфабрикаты. Мы продегустировали домашнюю колбасу, хлеб, сало, шашлык, холодец, соленые огурчики – вкуснотища. Вот оно – импортозамещение! За девять месяцев ее фирма «Любаша» переработала и продала 18 тонн мяса. «Маловато, – считает Елена Михайловна. – Будем развивать подсобное хозяйство. Поможете, Анатолий Григорьевич?» Поможет. Куда ему деваться?

…По традиции глава района проводил до перекрестка на окраине и пожелал счастливого пути. Я возвращался домой в девятом часу вечера, и «солнышко бедных» старательно освещало дорогу. Праздник народного единства лично для меня удался. Верю, что у Русской Поляны есть будущее, пока живут и работают Жоров, Иохим, Гаранин, Дубограй, Цисарук и многие другие настоящие труженики. Бог в помощь!

Надежда Цисарук

Александр Митин

Домашняя колбаса от «Любаши»

Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте БК55 при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.

Текст: Сергей Шкаев