Родители 3-летней Арины Остроушко обратились с иском в суд. За смерть своей дочери супружеская пара требует с омских медиков 3 000 000 рублей.
Чета Остроушко из р.ц. Одесское подала иск с требованием моральной компенсации со стороны двух учреждений здравоохранения Омской области, по вине которых, как указывают истцы, их 3-летней дочери Арине была оказана медицинская помощь ненадлежащего качества. Следствием непрофессионализма конкретных врачей, волокиты и несогласованности действий медиков стала смерть малолетней пациентки от тривиальной менингитной инфекции.
Напомним, что трагедия произошла в июне прошлого года. Нина Остроушко, заметив ухудшение состояния здоровья своей дочери Арины (открылась рвота, повысилась температура), обратилась за медпомощью в Одесскую центральную районную больницу. Сутки врачи потратили на установление диагноза «менингит» и еще почти сутки решали технический вопрос по транспортировке ребенка в Омск. За это время состояние девочки резко ухудшилось до критического: если в больницу мама привела дочку «на своих ногах», то в город Арину отправляли уже без сознания. Несмотря на трехнедельное противостояние болезни, первого июля девочка умерла.
Нина и Вячеслав Остроушко обратились с заявлением в правоохранительные органы, чтобы действия местных медиков проверили на их соответствие закону и стандартам предоставления медпомощи гражданам РФ. Региональный Минздрав, проведя внутреннее расследование, нарушений в действиях своих подчиненных не обнаружил. К тем же выводам пришли сотрудники Азовского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Омской области. В основу отказного материала силовиков были положены выводы минздравовской проверки.
Не согласившись с позицией местных органов власти, родители обратились в федеральную структуру – в Росздравнадзор по Омской области. Здесь специалисты выявили в действиях врачей нарушения ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В частности, федералы в своем заключении указали: «…в неполном объеме соблюдены стандарты оказания медицинской помощи ... и несвоевременно оказана помощь по переводу на искусственную вентиляцию легких (ИВЛ), что могло повлиять на дальнейшее течение заболевания…».
Еще более развернутый нелицеприятный перечень недостатков в действиях сельских и городских врачей дали специалисты из Израиля, куда обратились за независимой экспертизой Остроушко: «В ходе лечения Арины Остроушко имели место признаки ненадлежащего качества и безопасности медпомощи. Тем самым можно предположить причинно-следственную связь между действиями (бездействием) медицинских работников и исходом заболевания ребенка», «На первом этапе при госпитализации Арины были допущены задержки в постановке правильного диагноза и оценке состояния ребенка. Уже после постановки диагноза «менингит» ребенок при наличии клинических признаков нарастающего отека мозга не получает соответствующего лечения», «Нет данных об уровне натрия в крови», «Нет соответствующего лечения судорог», «Нет данных о бактериологическом исследовании спинномозговой жидкости». При этом эксперт специально указывает: «Спинномозговая пункция не является противопоказанием к переводу ребенка в специализированное медицинское учреждение. Задержка в этом переводе влияет на уровень лечения, полученного девочкой» - это далеко не полный перечень выявленных дефектов в работе омских медиков.
Для родителей погибшей девочки вина омских медиков уже не вызывает сомнений.
– Деньги для нас не главное, – прокомментировала исковые требования Нина Остроушко, – девочку свою мы уже не вернем, но нам бы хотелось создать прецедент, который заставит омский Минздрав заниматься не выгораживанием своих сотрудников, а наведением в медучреждениях элементарного порядка. За свои ошибки они должны заплатить. И в прямом и в переносном смысле.
Остроушко искренне надеются, что их иск, общественное обсуждение и резонанс заставят власти обратить внимание на качество омской медицины, которое действительно оставляет желать лучшего.
Первое заседание в Одесском районном суде Омской области состоится 6 ноября. Мы будем следить за развитием событий и ходом судебного процесса.
Александр Грасс