Россия старается вернуть утраченное в 1980-х годах присутствие в Арктике. Ее притязания сталкиваются с амбициями Канады, Дании, Норвегии и США. Арктика не просто невероятно важна в стратегическом отношении. Регион, содержащий, по некоторым оценкам, 15% мировых запасов нефти и треть неразведанных месторождений природного газа, имеет громадный экономический потенциал. Его дополнительно увеличивает таяние ледникового покрова, в результате которого вскрывается Северный морской путь.
«Люди, находящиеся у власти [в России], уверены, что к 2030 году в мире возникнет острый дефицит энергетических ресурсов и что страны Запада под руководством Америки нападут на Россию, чтобы завладеть ее нефтью и газом (...) Вот к чему вся эта милитаризация Арктики», - прокомментировал ситуацию военный аналитик Павел Фельгенгауэр.
На прошлой неделе была открыта новая база на острове Врангеля, строительство еще одной вскоре должно завершиться на мысе Шмидта. Еще в прошлом году была восстановлена российская база на Новосибирских островах - ее группировка включает в себя 10 военных кораблей и 4 ледокола. Кроме того, Москва начала развертывать в арктическом регионе подразделения воздушно-космической обороны. Сейчас на Крайнем Севере, под Воркутой, идет строительство комплексной РЛС обнаружения ракет. Эти объекты должны быть закончены в 2018 году.
Кремль планирует построить шесть новых баз в Арктике и создать систему военного командования, в которую будут включены две мотострелковых бригады, имеющие в своем распоряжении снегоходы и суда на воздушной подушке. Россия хочет создать 6-тысячный «арктический корпус» постоянной дислокации, а также развернуть в окрестностях Мурманска системы радиолокационного обнаружения и сопровождения. Также существуют замыслы восстановить семь военных аэродромов в Арктике. Оборонная промышленность получила задание «разработать вооружения, способные выдержать суровые климатические условия Арктики».
Стоит отметить 25-процентное увеличение оборонного бюджета России, особенно заметное на фоне резкого спада в экономике, вызванного сочетанием снижения цен на нефть и воздействия санкций. Перераспределение бюджетных трат, как ожидается, приведет к сокращению отчислений на гражданские программы.
Российский военный аналитик Александр Гольц сказал по этому поводу следующее: «Глава государства, в разгар экономического кризиса объявляющий гражданам о намерении увеличить военные расходы, подобен отцу-алкоголику, который, узнав о росте цены водки, говорит своим детям, что теперь они будут меньше есть - вместо того чтобы сказать, что он будет меньше пить».
Марк Франкетти