Регулятор собирается также выяснить, имеют ли топ-менеджеры акции коммерческих банков.
Центральный банк России с выпустил указание по борьбе с коррупцией «О порядке принятия служащими Банка России мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов». Об этом сегодня сообщают «Известия».
Под конфликтом интересов подразумевается ряд случаев. Во-первых, когда родственники сотрудников ЦБ, например, из департамента банковского надзора, работают в коммерческих кредитных организациях. Во-вторых, когда сами сотрудники Центробанка владеют акциями коммерческих банков. Третьей категорией являются «дружественные связи между сотрудниками ЦБ и представителями регулируемых финучреждений», пишет источник. Также конфликтом интересов называют получение служащими ЦБ подарков и услуг от банков, имущественные споры с ними, взаимодействие с бывшим работодателем и так далее.
В документе указано, что сотрудники ЦБ обязаны уведомить своего начальника о возможности конфликта, стороной которого он является. Кроме того, указание фиксирует должностные обязанности, на исполнение которых могут влиять личные интересы служащих.
Наказание участников конфликта не исключает возможности их увольнения.
Банкиры на условиях анонимности рассказали газете, что до сегодняшнего дня регулятор если и вел борьбу с конфликтами интересов в своих рядах, то довольно вяло. Также собеседники рассказали, что сегодня в ЦБ существуют родственные связи, о которых речь шла выше.
Старший юрист, руководитель корпоративной и налоговой практики адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Мария Волкова сообщила, что доказать вовлеченность сотрудников ЦБ в конфликт интересов зачастую непросто.
— Например, лица, которые живут в так называемом гражданском браке, супругами в понимании закона не являются, при этом вполне могут иметь общие имущественные интересы, — сказала она. — На данный момент Центробанк не обладает спектром полномочий, позволяющих достоверно установить, что сотрудники имеют конфликт интересов. Такие факты, как правило, вскрываются при расследовании преступлений или при проведении проверки по поступившему сообщению о факте сокрытия информации. То есть уже после того, как был нанесен вред государству и бизнесу.
Мария Орлова