Пилот ТУ-154 Борис Степанов, выживший 30 лет назад в омской авиакатастрофе, которая чрезвычайно похожа на крушение Falcon 50 во Внуково, уверен, что у экипажа самолета не было ни единого шанса избежать столкновения.
В ночь на 21 октября частный самолет Falcon 50 получил разрешение на взлет в аэропорту «Внуково». Но во время разгона воздушное судно задело снегоуборочную машину, которая находилась на взлетно-посадочной полосе. В результате авиакатастрофы погибли три члена экипажа и пассажир, президент французской компании Total Кристоф де Маржери.
Происшествие, вызвавшее огромный резонанс не только среди работников гражданского флота и аэропортов, но и среди политиков, сейчас стало одной из самых обсуждаемых тем в СМИ. Не исключением стала и авторская программа Андрея Малахова «Пусть говорят» - вчерашний выпуск телепередачи был посвящен авиакатастрофе в московском аэропорту «Внуково».
Одним из гостей передачи стал летчик на пенсии, пилот пассажирского самолета ТУ-154 Борис Степанов, выживший в очень похожей трагедии, произошедшей в Омске в 1984 году. Несчастный случай на посадочной полосе омского аэровокзала оказался засекречен почти на 20 лет, и вот теперь снова произошла авария с очень похожим сценарием.
- Авария в Омске была засекречена очень много лет. Первые публикации о ней я увидел только в 2004 году, спустя 20 лет с момента трагедии! На меня несколько дней назад вышел корреспондент «Комсомольской правды», и я дал ему подробное интервью, - сказал Степанов.
Отметим, что «корреспондентом «Комсомольской правды» оказался известный омский блогер Игорь Федоров. Именно на сайте данного ресурса он разместил свою версию событий трагедии, произошедшей в Омске 30 лет назад.
- В ночь с 10 на 11 октября 1984 года в местном аэропорту разбился Ту-154Б - на полосе врезавшись в автомобиль наземной аэродромной службы. Самолет летел по маршруту Краснодар-Новосибирск с посадкой в Омске. Итог полета - сразу погибли 154 пассажира, 5 стюардесс и 4 работника аэропорта. Трое летчиков во главе с командиром Степановым остались живы, причем обошлись несколькими царапинами. 2-й пилот получил ушибы и переломы, был спасен экипажем и тоже выжил, - пишет Федоров на страницах «Комсомолки».
Всего в результате воздушной трагедии погибло 178 человек. Все они потеряли свои жизни, как считают не только журналисты, но и специалисты, расследовавший аварию, из-за простой безалаберности и разгильдяйства.
Все началось с плохой погоды. На мокрую взлетно-посадочную полосу было решено отправить бригаду для просушки асфальта. Увидев внезапно загоревшиеся огни ВПП, ремонтники запросили диспетчера о причинах их работы, но диспетчер молчал. Как затем выяснилось, что 23-летний диспетчер, молодой отец двух детей Бородаенко, банально уснул на рабочем месте.
Из-за нехватки диспетчеров в омском аэропорту ни с кем другим связаться у ремонтной бригады также не получилось. А раз приказа покинуть полосу не было, нужно остаться и закончить начатую работу до конца. Именно в этот момент на несколько машин ремонтников, которые, кстати, были без проблесковых маяков, потому что их, даже страшно подумать, банально украли, сверху упал самолет.
- Везде есть системные ошибки, - сказал летчик Степанов. - Диспетчеру и руководителю полетов тогда дали по 15 лет. Диспетчеру посадки - 13. Само ощущение, что я выжил - пришло позже. Сложнее было пережить то ощущение, когда ты остался жить, а 170 у тебя за спиной - трупы.
И теперь, глядя словно на переложение истории 30-летней давности на новый лад, Борисов не может обвинять летчиков.
- Летчики не могли ничего сделать, - уверенно подвел черту Степанов. - Если ему разрешили взлет - летчик дал по газам и полетел. Сколько лет я летал, представьте, 38 лет. Во Внуково все летчики всегда запрашивали о положении этой развязки, на которой произошло столкновение.
Алексей Гошкодер