По словам чиновников мэрии и налоговиков, перевозчики платят как минимум в 40 раз меньше, чем должны, а депутаты Горсовета полагают, что в 100 раз.
Сегодняшнее заседание комитета по вопросам ЖКХ и транспорта получилось особенно оживленным. А виной всему стало бурное обсуждение некоторых вопросов. Особенно депутатов городского Совета и чиновников из муниципалитета беспокоили налоговые отчисления частных перевозчиков. По словам нового директора департамента транспорта города Омска Виталия Маслика, перевозчики работают с большими нарушениями.
- Многие перевозчики подали налоговые декларации позже назначенного срока. Нами устраивались рейды, по результатам которых составлено почти 400 протоколов. Мы обратились в суд с исками к ООО «Аврора» и ИП Крешнев. В последнем случае их деятельность признана незаконной. С июня по сентябрь по причине различных нарушений расторжено 18 договоров с перевозчиками, - сказал он.
Виталий Маслик
Отметим, что основную проблему для городских властей составляет тот факт, что большинство маршрутных такси работают практически нелегально, не предоставляя никаких документов о доходах. Естественно, что и налоги они не платят. По словам главного финансиста мэрии Омска Инны Парыгиной, против перевозчиков нельзя даже возбудить уголовное дело, так как их доходы неизвестны, а для возбуждения нужны суммы как минимум в 1,5 миллиона рублей (для физических лиц) и 3 миллиона (для юридических).
Включилась в разговор и заместитель руководителя УФНС России по Омской области Вера Чурикова. По ее словам, принятые муниципалитетом меры все равно не помогают.
- Налоги как не платились, так и не платятся. Меры, которые предпринимались, не срабатывали. Делали предрейсовые осмотры, но кто их проходил, куда они потом ехали - неизвестно. Билетного хозяйства как не было, так и нет. На самом деле рейды - это же из пушки по воробьям, - посетовала представитель налоговой службы.
Вера Чурикова
О разобщенности в действиях говорила финансист Парыгина. Она отметила, что некоторые из сторон не сильно желают работать вместе над данной проблемой.
- УВД не может собрать доказательную базу. А все, что собрано, они скрывают от нас и работают самостоятельно, - сказала она.
В дискуссию вмешались и депутаты. Дмитрий Сметанин возмутился тем, что перевозчики работают практически полностью на нелегальной основе.
- Ну что грозит нелегальному перевозчику, кроме разрыва контракта с муниципалитетом? В городе на ходу 2500 маршрутных такси, 90% перевозчиков вообще не показывают своих водителей и работников. За ними просто невозможно уследить, - отметил депутат.
Но больше всего взволновали суммы налоговых отчислений депутата Лицкевича. Он сравнил их и остался крайне недоволен гигантской разницей между выплатами.
- Вот весь пассажиропоток делится примерно пополам между муниципальным транспортом и частными перевозчиками. Муниципальный транспорт платит 576 миллионов рублей в год в качестве налогов, а частники платят всего лишь 5 с лишним миллионов. Это же в 100 раз меньше, как так получилось - непонятно, - посетовал Лицкевич, но ничего не сказал о том, что муниципальный транспорт убыточен и городские ПАТП регулярно получают субсидии из бюджета, в то время как частные перевозчики рассчитывают на свои силы.
Дмитрий Лицкевич
Его поддержал и первый заместитель мэра Омска Александр Поповцев. Он, опираясь на выводы Лицкевича, заключил, что и сам проезд, если смотреть на налоги, должен быть значительно ниже именно в частном транспорте, однако на деле почему-то это совсем не так. Однако не все из собравшихся в зале были настроены так же решительно. Так, депутат Валерий Кокорин в защиту перевозчиков вступил в дискуссию с Инной Парыгиной.
- Что вы ждете от перевозчиков? - спросил депутат.
- Мы ждем 200 миллионов рублей налогов в год, - ответила Парыгина.
- Ну вы говорите что-то фантастическое. Понимаете, ведь этот вопрос несет в себе еще и огромное социальное значение. Если вы начнете душить их и сразу потребуете такую сумму, город просто встанет. Нельзя сразу прыгать в овраг, нужно постепенно подходить к таким вещам, - заключил Кокорин.
Валерий Кокорин
Однако высказывались не только замечания и вопросы риторического характера. Одним из самых дельных и интересных предложений оказалась мысль депутата Федорова.
- Вот РЭК установил им тарифы. Сколько тогда обратилось перевозчиков? Пять? А почему тогда новый тариф действует по отношению ко всем? Раз эти 5 перевозчиков обратились в РЭК, значит они предоставляли туда полную информацию о доходной и расходной составляющих. В РЭК должна быть вся информация, нужная муниципалитету. Хотите от них денег, так и начните с денег! - догадался он.
Также интересный выход из ситуации придумал и Александр Иванов. Он отметил, что чрезвычайно сложно контролировать денежные средства в маршрутках, так как там нет системы билетов и проездных.
- Ну не будем же мы ставить кассовый аппарат водителям. Они и так еле ездят, а еще и заставлять их быть одновременно кондукторами совсем глупо. Можно использовать совершенно другую, патентную систему - разобрать весь город на маршруты и продавать разрешение на перевозку на отдельном маршруте. И тут же самим себе купить кассовый аппарат и ездить с ним по городу и проверять перевозчиков, - закреативил Иванов.
Больше всех возмутился Игорь Антропенко. Он никак не мог понять, почему перевозчикам полагаются подобные «льготы».
- Мы же на деле предоставляем им некий налоговый кредит. Причем уже очень длительное время. По какому такому праву? Давайте уже всем тогда такую свободу предоставим, - сказал депутат.
Игорь Антропенко
Также депутаты обратили свои взоры на другие города России. Юрий Федотов советовал взглянуть на города, где существует только муниципальный транспорт, что явно намекало на призыв от частного отказаться, а вот Николай Чираков привел в пример Красноярск.
- В городе есть план, они в год умудряются собирать по 4,5 миллиарда налогов с перевозчиков. Надо связаться с ними и узнать, что они делают и как им это удается, - закончил обсуждение депутат.
В конце же обсуждения общим решением депутаты постановили направить все озвученные предложения в мэрию для дальнейшей проработки. Также в ноябре мэрия должна будет внести в горсовет изменения в положение о конкурсе среди частных перевозчиков, позволяющих им работать на маршрутах.
Алексей Гошкодер