«БК» получил эксклюзивную возможность пообщаться с безработным Осинским: к выходным дела в омской мэрии директор дептранса уже сдал, а новую должность занять еще не успел. В интервью экс-чиновник объяснил, почему меняет одно на другое, и признался, что регулярно смотрит на мир свысока и умеет играть не только на нервах высоких начальников.
Попал в переплет
– Олег Иванович, первый вопрос, конечно, о работе. Как звучит новая должность теперь уже бывшего директора омского дептранса?
– Председатель совета директоров ТД «Молис» (сбытовое предприятие, занима-ющееся реализацией молочной продукции ООО «Милком», которое на 70 процентов принадлежит Сергею Калинину, на 30 процентов – гендиректору ТОО Milk Project Валерию Маначинскому – прим. «БК»).
– Что входит в обязанности?
– В первую очередь – продвижение продукции завода «Милком», в частности бренда «Лужайкино», в Омской области и за ее пределами. Кроме того, передо мной стоят и другие задачи: снижение издержек и дистрибьюция других продуктов питания, работа с сетями, курирование логистики самого завода от поставки сырья до контроля упаковки. Мне понравилось, что Сергей Калинин хочет выпускать честный и экологичный продукт, использовать все существующие ноу-хау и в производстве, и в продвижении бренда. Как человек творческий скажу – многого не понимаю, но хочу разобраться. Тем интереснее.
– Речь не идет о полноценных партнерских отношениях и доле в бизнесе?
– Это вопрос несвоевременный. Сейчас главное для меня – получить уроки бизнеса. Признаюсь откровенно, Сергея Петровича собираюсь использовать в личных целях: на мой взгляд, у него есть чему поучиться. Для меня очень ценно общение с людьми, которые уже чего-то достигли. Кстати, когда после одной из первых встреч Сергей Петрович предложил мне посетить бизнес-тренинг, меня это, между нами, немного «зацепило»…
– Почему же?
– Потому что мой «послужной список» в этом отношении достаточно широк. Нет, я не считаю себя гением или абсолютно состоявшимся человеком – боже упаси! Не перестаю учиться. Считаю, что только обучение способно двигать человека вперед. Книги, тренинги, семинары, инициативные группы – неотъемлемая часть моей жизни. Один из управляющих компании Shell еще в конце 80-х сказал фразу: «Единственным преимуществом компании будущего является способность ее менеджеров учиться быстрее своих конкурентов». Технологию можно украсть, специалиста переманить, нефть и газ израсходовать, а способность к обучению не закончится. Это единственный неисчерпаемый ресурс.
– Мой любимый вопрос: что читаете?
– Деловую литературу ежедневно. Сейчас это «Арифметика маркетинга для первых лиц» Игоря Манна. До этого – «Танец перемен» Питера Сенге. Многие книги – из «Библиотеки Сбербанка». Читаю в «живых» переплетах, потому что привык делать заметки карандашом на полях. Не пренебрегаю и тренингами личностного роста. Отмечу Романа Тихонова: ездил к нему в Москву на две программы, трех- и пятидневную. Довольно жестко, но помогает.
Ноги кормят
– Почему при всем вышесказанном вы в свое время предпочли получить специальность не менеджера, а инженера-механика?
– Себя искал с детства. Жили мы в рабочем поселке, отец трудился на тракторном заводе слесарем, мама служила медсестрой… Был уверен, что стану механиком. С техникой я был на ты: в школе председательствовал в производственной бригаде, в шестнадцать получил права на мотоцикл, старшеклассником в родном колхозе уже сам работал на тракторе с фронтальным погрузчиком. Сегодня имею права всех категорий.
Перед глазами тогда был пример успешных взрослых: и директор завода, и главный инженер, и мастера окончили сельхозинститут. Разумеется, и я пошел в аграрный. Образование, считаю, получил хорошее, многопрофильное. Выходцы с факультета механизации работают сейчас в самых разных сферах. Со мной, например, учился Виктор Матухно, нынешний директор Калачинского мясокомбината.
– Чем еще в те времена мог похвастать сельский парень Олег Осинский?
– Родители держали двух буренок, свиней, птицу, а мы со старшим братом часто в доме оставались «за главного», так что корову подоить смогу и сейчас. В любой мороз, в любое ненастье всем классом гоняли в футбол, в хоккей. А еще я играл на трубе в школьном духовом оркестре. Порой на большие праздники нас объединяли с заводским и поселковым оркестрами – тогда наши тромбоны и барабаны звучали так, что в окнах дрожали стекла... Руководителем заводского оркестра был мой отец, тоже трубач… В августе я ездил в Маньчжурию с деловым визитом от администрации и, лишь вернувшись домой, вспомнил, что первый вальс, который когда-то выучил, «На сопках Маньчжурии». Мог ведь похвастать перед китайцами…
– Часто бываете за границей?
– Очень редко. В прошлом году впервые с женой совершили путешествие по Европе, лет пять назад летали в Турцию. Вот и все. В этом году был в отпуске шесть дней. Не умею отдыхать, семья от этого страдает. Надо исправлять недостаток... Это ведь касается и выходных. Часто заполняю их, чем умею: работой, теми же книгами, физическими нагрузками. Впрочем, спортом занимаюсь каждый день.
– Чем именно?
– Живу рядом с моей альма-матер и в будни иду от сельхоза до автобусной остановки пешком – это уже километр. Доезжаю на автобусе до Рабиновича и иду до мэрии – прибавляйте. Домой добираюсь тем же способом, «добиваю» ежедневную норму на эллипсоиде: шагаю полчаса (заодно смотрю канал «РБК»). Выходит 12 км за день. Плюс обязательная 20-минутная силовая зарядка по утрам и полтора километра кролем-брассом в бассейне в выходные дни… Все проблемы, которые возникают, – будь то боль в спине или суставах – способен решить сам при помощи правильных упражнений. Человек обязан управлять своим организмом, в том числе чувствами, настроением, желаниями. Мне жаль людей, которые, например, не могут бросить курить.
– Вы такой опыт имеете?
– И вполне позитивный! Когда-то весил 106 кг. Бросил курить и похудел до 82 кг. Рецепт прост: есть на полведра меньше плюс вести здоровый образ жизни. Если есть возможность идти пешком – надо идти пешком, а между лифтом и лестницей всегда выбирать второе. Хотя вот на днях выкурил сигарету: у меня был «дембельский аккорд» для директоров ПАТП... Они, кстати, признались: в первый год моей работы у них был непреходящий шок. Говорили: «Осинский сошел с ума» – и это стало весьма распространенной фразой.
Окрыленный желанием
– «Великий реформатор» Осинский образца 2012-2014 годов запомнится нам как ярый борец с омскими пробками, идейный вдохновитель системы «Зеленая волна», иными словами, неравнодушный, креативный и прогрессивный чиновник. Насколько сильна роль личности в этом?
– Я считаю, руководитель должен принимать решения, настойчиво требовать, а главное – брать на себя ответственность. В нашей системе бьют по рукам – и очень сильно! Тем не менее все возможно. Да, было много противников наших новаций, но «люди привыкли так ездить», это не научный ответ. К каждому перекрестку надо подходить нестандартно, тогда будет толк. Мне запрещают, я делаю, и через четыре месяца мне пожимают руку, потому что ездить стало удобнее, а потом сообщают, что на тридцать процентов сократилось количество дорожных происшествий… Дело благодарное. Что касается роли личности… Энергия перемен в департаменте нарастает изнутри. Чтобы загасить ее сегодня, нужно очень сильно постараться.
– Люди, которые видят результаты вашей работы, говорят: «Он был на своем месте». Почему все-таки ушли?
– Для себя я уже давно решил, что осень 2014 года станет для меня финалом службы в департаменте транспорта. Мне нравилась моя работа, но она слабо меня развивала. Иду туда, где есть возможность учиться дальше. Когда думаю о своем пути, всегда помню: существуют две «колеи» – «колея придурка» и «колея успешного человека». Даже если «заносит», главное – выползти из «колеи придурка». Ломать стереотипы, читать книги. Страшно боюсь, что порой я в той, первой, «колее», и всеми силами этого избегаю. «Жертва обстоятельств» – словосочетание не из моего лексикона. Любые желания выполнимы. И сегодня у меня вполне осознанное желание – по максимуму реализоваться в компании Сергея Петровича.
– Есть ли у вас желания, не связанные с карьерой?
– Есть. Вот только что звонил пилот, уточнял, все ли в силе…
– ??
– Беру уроки пилотирования, год как поднимаю с аэродрома Калачево в небо «летучую лисицу» – «Аэропракт А-22». Воскресенье – мой «летный» день, жду его с нетерпением. Отвожу душу. «Будем сдавать экзамен?» – спрашивает меня пилот, хозяин авиетки. – «Никогда!» – отвечаю я. Зачем? Купить самолет? Не по карману. Пришпилить удостоверение на стену и хвастать друзьям? Мне это не нужно. Никакие бумажки не сделают сильнее удовольствие от твоих собственных знаний, умений и их применения в реальной жизни, будь то работа или хобби.
Елена Ярмизина
«Бизнес-курс» №37 от 24.09.2014 г.