Вырубленные деревья, обшарпанные фасады, грязь на улицах, неухоженные памятники старины. Неужели с этими проблемами мы подойдем к 300-летнему юбилею города? Как вернуть Омску статус город-сад и помочь людям полюбить свой город, размышляет генеральный директор брендинг-агентства Oxymoron Александр Немчанинов.
Город-сад
Нам кажется, что все можно сделать быстро. Нам кажется, что придет новый губернатор и на утро мы все проснёмся в другом городе. Нет. Быстро можно получить только п…лей, а для всего остального надо либо самим начать что-то делать или набраться терпения и ждать, когда кто-то это сделает за тебя. Так вот, чтобы в 60-х годах Омск стал городом-садом, программа началась ещё в 1928 году. Тогда начали высаживать много деревьев как зеленый щит от пыльных бурь. Омск как город-сад был известен ещё в царское время, когда у нас садили пальмовые сады, которые зимой замерзали, а по весне привозили новые пальмы. Правда в том, чтобы наши внуки жили в городе-саде, нам надо сейчас самим начинать активно заниматься озеленением Омска. А не ждать доброго дядю. В апреле этого года по инициативе губернатора в городе была начата акция посадки 300 тысяч деревьев к 300-летию. А в интернете есть «населеньице», которые вместо того чтобы подключится к акции, декларируют, что Омск – город-пень. Я бы таким людям засунул пни во все их естественные отверстия организма.
Город-счастье
Сознание у людей клиповое. Плохого мы не помним. Наше сознание защищает нас и вытесняет плохие моменты. Оно нам сигналит, что говорить о негативе - нельзя, в будущее посылать негатив - нельзя. И, живя в этом городе, надо испытывать счастье, ведь сознание не предназначено для негатива. И город надо приспособить для того, чтобы быть счастливыми. Люди не делятся на бедных и богатых, а делятся на счастливых и несчастных. Если яма на дороге тебя дергает - отремонтируй, если беспокоит отсутствие зелени - сажай деревья. Я не думаю, что сегодня в Донецке кого-то беспокоит проблема дорог. Если там прекратить войну, это будет великое счастье всем жителям даже с взорванными дорогами и домами. Мы все просто зажрались и не знаем, к чему ещё придраться или на кого ещё переложить вину за своё бездействие.
Город-благость
Есть три силы, которые управляют всеми объектами: благость, страсть и невежество. Например, в невежестве человеку наплевать на других людей, он убивает и грабит. В страсти прибывают люди, одержимые своими влечениями: шопоголики, игроманы, алкоголики. Если человек находится в благости, он читает книги, тянется к новым знаниям, любит детей. Также у растений, животных и даже городов. Так вот миссия Омска - благость. У нас много церквей, в городе не было восстаний, войн, рек крови, никто никого не уничтожал. Здесь захоронены скифские короли… Омск рождает хороших людей. Заработать много денег в городе-благости не получится. Кто хочет обогатиться - ваш путь в город-страсть, в Москву.
Город-бренд
Город надо воспринимать как живой организм. Омск тоже бренд, а хороший бренд равно высокое качество, плохой - низкое. Продукт города - омич. Получается омич - плохой человек. Кто говорит, что я живу в плохом городе, в городе-банкроте - плохой человек. Сейчас мы продвигаем акцию «Омичу все по плечу», чтобы в книге рекордов Гиннесса появились наши люди. И первые удачи уже есть. Известный омский психолог Александр Удалов без кошелька сходил в кругосветное путешествие. Каждый должен что-то сделать для родного города, у нас у всех должок перед ним. И в городе потихоньку, не так быстро как хотелось бы, но все же делается. С помощью бизнеса восстановили улицу Чокана Валиханова. Такими примерами должны похвастаться другие организации, чтобы Омск стал не только городом-садом, но и многоликим самобытным городом, в котором найдут своё место современная архитектура и памятники старины.
Теория разбитого окна
Есть такое понятие - теория разбитого окна. Её тридцать лет назад разработали американские ученые Джеймс Уилсон и Джорж Келлинг. Так вот по этой теории, если человек видит какой-то беспорядок, он перестает вести себя цивилизованно. И начинает подражать этой системе, считая, что это нормально. Бросает мусор на землю, не застекляет разбитые окна, рождая ещё больший беспорядок. Доказательство этой теории — в Нью-Йорке 1 декабря 1991 за сутки произошло 1500 преступлений. Уровень преступности посмотрели ровно через 10 лет. Оказалось - преступлений в этот день не было. Так в чем причина этого чуда? Началось все с того, что в Нью-Йоркский метрополитен - клоаку преступного мира - пришел новый директор. Все воры, все маньяки находились в метрополитене. 12-15 убийств за сутки было нормой. В метро было опасно ходить, везде валялся мусор, стены и вагоны были разрисованы граффити. Новый директор свою стратегическую задачу увидел не в ремонте вагонов, а в том, чтобы их отмыть. Целый состав не выходил в рейс, если один вагон был разрисован. Благодаря этим действиям всего за два года количество мусора в метрополитене уменьшилось на 70 процентов.
Дальше в ситуацию вмешался начальник транспортной полиции метрополитена. Разбойники ломали турникеты, а жетоны сдавали в кассу, перепрыгивали через турникеты. Им подражали и добропорядочные граждане. Если в обычной очереди появляется три человека, которые перепрыгивают турникет, остальные тоже начинают перепрыгивать. Начальник полиции переодел полицейских в штатскую форму, и они ловили перепрыгивающих через турникеты, отводили в сторону, одевали на них наручники. При обыске находили оружие, на которое у людей не было разрешения. Через 10 месяцев бандитизм в метро сократился на 80 процентов.
Что делать?
Пришло время действовать. Надо ужесточить меры за нарушение общественного порядка. В Праге человеку дают 15 суток, и он убирает мусор или отмывает граффити. На наших людей действуют либо карательные меры, либо идеология. Поэтому с детства детям надо прививать вину и пугать за брошенный фантик и сломанное дерево. Мне дед говорил: «Ты бросил бумажку на землю, зубы будут гнить». Надо постоянно повторять, что курение — неотъемлемый атрибут бомжа. Тогда молодежь не захочет курить, чтобы не чувствовать себя бомжами.
Кто виноват?
Проблема неухоженности Омска в том, что мы живем, как временщики в своем городе. Советская эпоха наложила на нас отпечаток, нас отучили от ответственности и мы не можем её вернуть. Мы рождаемся в городе и кроме своей квартиры нас ничего не интересует. Мы ко всему относимся зло, а мифы, которые нами руководят, мы транслируем детям, друзьям и делаем городу негативный имидж. Омск - это не то, что нас окружает, город - это его жители, то есть мы. И когда мы реально поймем, что город зависит от нас, в городе произойдут положительные перемены. Если в мэрию или правительство области приходят новые люди, мы относимся к ним с издевкой и с сарказмом: «Ну-ка давай покажи, на что ты способен, а мы посмотрим, как ты облажаешься». Такое отношение убивает на корню всю инициативу. Это как воспитывать ребенка и постоянно унижать его. Есть, конечно, деловые люди, которые понимают, что они отвечают за других людей, а есть бизнесмены, которым наплевать на своих работников и на свой город.
Чем сердце успокоится?
Ругать и критиковать своё правительство, историю, город, родную землю - это одна из технологий по уничтожению любви к Отчизне. Но сегодня нам есть, чем заняться, более серьёзным. Сейчас мы находимся в самой главной исторической точке нашего постсоветского государства. Санкции против Европы – поистине императорское решение нашего президента. Путин дал россиянам шанс поднять торговлю и промышленность России. Надо торопиться. У нас есть максимум год, чтобы заместить экспорт русскими товарами. У экономики Европы нет шансов выжить без рынка России. Если санкции продержатся два года, то все европейские фермеры будут просить у нас аграрного убежища. Сейчас в Омской области около миллиона гектар пустых сельскохозяйственных земель. Эти земли может приобрести в долгосрочную аренду любой гражданин РФ под сельхознужды. Наша область может хлебом прокормить пол России. Путин дает всем омским промышленникам шанс. Ни в одном государстве такого нет шанса. И нам надо торопиться, а то, если наши рынки закрыты для Европы, то для Казахстана, Китая и всей Азии и Африки теперь наш рынок открыт…
Записала Анастасия Скворцова