Вот уже почти три года как я на депутатском поприще стараюсь, как понимаю, исполнять свои обязанности. Мыслями именно об этом я хочу поделиться со своими избирателями и уважаемыми читателями.
Обязанности депутата ЗС на практике в основном подразделяются на три части: законотворческая, представительская и лоббистская.
Коротко о первых двух.
Законотворчеством в чистом виде заниматься в действующей структуре ЗС практически невозможно. Депутаты работают на неосвобожденной основе, а процесс подготовки нормативных актов требует серьезных ресурсов как временных, так и людских. У каждого депутата своя работа либо бизнес, которые отнимают много времени. Поэтому основной задачей в части законотворчества у ЗС является принятие к исполнению федерального законодательства и, соответственно, корректировка регионального. Законодательная инициатива исходит в основном от губернатора, в подчинении у которого все региональные чиновники. Поэтому объективно именно чиновник, а не депутат в нынешнем формате, фактически определяет экономические и социальные приоритеты региона. Региональные партийные отделения, имеющие фракции в ЗС, без сопротивления уступают исполнительной власти свое основное право – право законодательной инициативы. Немалый же штат работников ЗС, по сути, занимается юридическим и документальным обеспечением деятельности правительства.
Как изменить ситуацию? Только самое главное, на мой взгляд. Оправданно значительно сократить количество депутатских мандатов и перевести работу ЗС на профессиональную основу, а сотрудников ЗС переориентировать прежде всего на работу с депутатами.
Представительские функции или непосредственный контакт с избирателем на приемах населения во время встреч и выездов нужен депутату уже для того, чтобы не отрываться от проблем на местах, жить чаяниями селян в частности, что на самом деле очень важно. Но при этом прием населения носит зачастую формальный либо очень частный, личный характер, а приходят на него зачастую одни и те же люди, наиболее активная их часть. Встречи же не имеют массового характера и в лучшем случае позволяют привлечь к общению только руководящий состав разного уровня.
При этом каждый выезд в район несет серьезные финансовые расходы. Очевидно, что, по мнению граждан, крупный бизнесмен или руководитель бюджетного предприятия идет на выборы для того, чтобы сохранить должность либо приумножить капитал, из чего вроде как следует, что после избрания депутат должен поделиться и активно участвовать личными средствами в социальной и культурной жизни округа. Пусть отчасти и так, все мы смертны. Но должно ли это быть главным направлением деятельности депутата: раздавать, как Дед Мороз, подарки? Таким образом, сами ожидания граждан и формальное устройство ЗС уже на старте не предполагают активной политической деятельности депутата, а следовательно, нивелируется роль самих региональных парламентов.
Полагаю, для восстановления равновесия между ветвями власти в регионе необходимо значимо расширить как права, так и ответственность депутата перед своими избирателями.
Заранее извинюсь за столь категорические суждения перед коллегами депутатами. Ни в коем случае не считаю свою позицию истиной в последней инстанции. Но, не вдаваясь в детали, сложно оценить существующий порядок вещей. Сама же по себе тема, выбранная мной, не предполагает спокойного разговора без последствий. Прекрасно все понимаю и все-таки продолжу...
Последние годы в обществе через СМИ депутатская деятельность активно принижалась и деполитизировалась. В сознание вдалбливалось на ассоциативном уровне при упоминании слова депутат – «зажиточный отрицательный персонаж, сноб, мало интересующийся проблемами простых людей». В соответствии же с ожиданиями общество и получает результат. Без доверия и взаимного уважения построить демократическое общество невозможно, а именно парламент и является основным оплотом демократии. Иначе зачем он нужен вообще? Не может депутат вдруг начать активно выполнять свои политические функции, если люди этого от него не ждут, а система не предполагает.
Третья по моему счету, возможно, непонятная для большинства граждан, но в реальности самая эффективная и пока мало востребованная роль депутата – лоббистская. Особенно полезная для сельских округов, ведь проблем на селе хоть отбавляй, а готовых к исполнению проектов и тем более реализованных, к сожалению, не так много. Без так называемого административного ресурса и, конечно же, опыта быть полезным в этой сфере деятельности политику любого ранга очень сложно. Одного желания и напора мало.
Почти сразу стало понятно, что есть такая неизвестная мне до тех пор наука – «аппаратная игра».
Для того чтобы решить вопрос, необходимо точно знать, как его поставить, с кем обсудить, чьим мнением подкрепить, когда и где задать или вынести на обсуждение. И здесь на авансцену выходят аппаратные работники.
В зависимости от уровня коррумпированности власти, от заформализованности выстроенной системы управления роль аппаратчиков может стать как настоящим тормозом в развитии, так и катализатором.
В идеале каждый должен заниматься своим делом, профессионалы – воплощать прорывные идеи по отраслям, аппаратчики – обеспечивать исполнение.
Последнее время в аппарате правительства начались изменения, появились новые люди, очень хочется пожелать им эффективности в работе. Как уникальный пример результативности в истории – создание атомного оружия. Научной разработкой, как известно, занимался Игорь Курчатов, а вот то, что всю административную работу вел Лаврентий Берия, говорить долгое время было не принято. В реальности же, несомненно, именно он обеспечивал беспрекословное исполнение всех рекомендаций ученых и в результате на многие годы обеспечил безопасность стране.
Для любого кризисного правительства эффективная работа аппарата невероятно важна. Понятный документооборот, упрощенный порядок принятия решений и жесткий контроль за их исполнением – вот основные постулаты успешной работы любой административной системы.
Но в жизни, к сожалению, часто все происходит наоборот, именно в этой, незаметной, на первый взгляд, работе и плавают как рыбы в воде потомственные аппаратчики всех мастей. Они не просто знают наизусть законодательную базу в своей сфере, а полностью ориентируются во всех ее слабых и узких местах. Быстро распознают все слабости и наклонности своих руководителей и коллег.
Без них нельзя, с ними как на «холодной войне» – плетут интриги, как пауки, потому что все вокруг должны понимать, что они главные, что мимо них не пройти, без них ничего не решается, просто такая у них работа...
От них практически невозможно избавиться экстенсивными методами, только революционными. Как говорится, «вбрасывание – смена состава». Или через полгода подсаживаешься на лесть и преданные взгляды, как на наркотики.
Главная проблема в обеспечении интенсивного развития региона – подбор грамотного и работоспособного персонала.
Сложность адаптации в такой системе для профессионалов в узких областях – без знания правил аппаратной войны они теряют время на привыкание и постоянное умственное напряжение не по предмету, на настройку ежеминутной защитной реакции – предопределяет управленческий провал. Этому же не учат нигде. Только опыт и психологическая склонность к выживанию любой ценой.
Высший пилотаж благополучного существования в офисной тине:
– инстинктивно чувствовать, когда и что сказать, где сесть и как встать;
– умение окружать себя доверенными, а лучше обязанными людьми;
– первым успевать вдуть в уши руководителя нужную оценочную версию, как говорится, кто первый – того и тапки;
– абсолютная беспринципность и генетическая склонность к мимикрированию.
Сегодня враг тебя публично обвинил, завтра ты с ним обнимаешься, склоняешь к сотрудничеству, пытаешься подкупить интересными предложениями и тут же готовишь схему уничтожения соперника с параллельным прикрытием своей задницы.
А друга лучше предать сразу, чтобы вдруг со временем не возникла необходимость поддерживать во вред себе. А еще родственники последних, друзья, вышестоящие начальники и закулисные спонсоры.
Пока во всем разберешься – надоест буквально до чертей, а ведь для аса аппаратной борьбы это родное болото. Воистину по Шелли: «Самой губительной ошибкой, которая когда-либо была сделана в мире, было отделение политической науки от нравственной».
Единственно возможный вариант – «самому» на самом высоком уровне выстроить систему под свои задачи и осуществлять контроль работы системы в «ручном режиме», периодически заставляя всех вокруг вздрагивать и подпрыгивать.
В крупном частном бизнесе роль чистильщика постоянно выполняет сам собственник, нацеленный прежде всего на рост прибыли.
В государственной машине у лидера должны быть совершенно другие посылы:
– жажда беспрекословной власти как таковой;
– врожденная любовь к Родине или национальная идея;
– желание увековечить себя и быть узнаваемым при жизни.
Страсть к личной наживе – это потом и только из прибыли, и в меру.
И тогда – то же самое, тот же вариант выживания, постоянное самоочищение и тоже в «ручном режиме».
Блокнотом в головы подчиненных через весь стол, сломанные пачками карандаши, ботинком по трибуне или курительной трубкой по голове – вариантов много...
Только так, по-другому не имеет смысла! Иначе пустая трата времени! Административно-аппаратная система сама не перезагружается, в ней не может по определению быть заложен, как в принтере, механизм самоочищения.
К рядовому чиновнику, исполняющему каждодневно свои должностные обязанности за зарплату, мои рассуждения не имеют никакого отношения, я – о тех, кто создает механизмы подчинения своей аппаратной воле всех и вся, при этом ничего не создавая.
Роль личности в государственном строительстве как раз состоит в том, чтобы не дать аппаратчикам заместить собой людей дела, как это было несколько десятилетий в «совке». Наоборот, направлять их энергию и зачастую незаурядные организаторские способности на созидательный процесс, четко поставив задачи и определив инструменты для оказания всесторонней помощи профильным специалистам в решении важных для региона проектов.
Тогда и депутаты не будут тратить время на «ритуальные танцы» вокруг министров и больше будут думать вместе с теми же чиновниками о путях решения проблемных для жителей региона вопросов без проволочек и бюрократии.
В комментариях мне часто советуют активно двигаться во власть, не бояться испачкать руки и на деле показать себя.
Так я уже во власти, и для меня в корне неприемлемо, что депутатский статус в исходном варианте сегодня ничего не значит!
Я как-то уже писал, что открытое, публичное высказывание своей позиции – не только право, но и одна из главных обязанностей депутата.
А возвращение ЗС на практике функций законодателя считаю для себя самой важной задачей на сегодняшнем этапе жизни.
Поэтому я как раз свое дело и делаю!
«Бизнес-курс» №36 от 17.09.2014 г.