В Омске открывается Центральная клиническая больница – крупная частная клиника, которая может стать серьезным конкурентом для медцентров «Евромед» и «Ультрамед». О том, чем новая клиника отличается от других, рассказал ее гендиректор - главврач Николай Николаев.

– Николай Анатольевич, до ЦКБ вы больше пяти лет были одним из руководителей «Ультрамеда» – хорошая должность, крупная клиника. А на вопросы об уходе оттуда довольно уклончиво отвечали, что «не сошлись во взглядах на работу, буду делать свою клинику по-другому». Чем ЦКБ будет отличаться от того же «Ультрамеда» и других частных клиник Омска?
– У меня сохранилось чувство огромной благодарности к основателю и директору «Ультрамеда» Владимиру Тодоренко. Но постепенно сформировалось свое видение того, какой должна быть частная клиника. И оно существенно отличается от того, что есть сейчас в Омске. В двух словах – это «дружелюбная медицина». Для меня и моей команды «дружелюбие» начинается с сервисов. Поэтому первое, с чего мы начали, – создали действительно доступную и комфортную среду для пациентов. На это ушло почти 2 года, но зато я могу сказать, что аналогов в Омске нет.

– Что же это такое?
– В ЦКБ лифты, двери которых открываются без ступенек сразу на улицу. Все коридоры со специальной цветовой разметкой для слабовидящих. В клинике нескользящая безбарьерная среда, без порогов – они автоматические и встроены в двери. Оборудовали специальные туалетные комнаты для инвалидов-колясочников. В кабинетах нет кондиционеров (а значит – и сквозняков) – все решает система климат-контроля. Ну и еще много чего сделано.
Второе – это информационные технологии. Всех пациентов обеспечиваем пластиковыми картами, облегчающими общение с нами. Начиная с регистратуры, мы вводим сквозное электронное сопровождение пациента. На кабинетах нет табличек, вместо этого – экран с фотографией врача, его сертификатами и электронной очередью. Сейчас создаем электронные кабинеты пациентов, в которых они, не выходя из дома, смогут получить свой результат любого выполненного в ЦКБ анализа или заключения. Мы внедрили уникальные меры защиты такой информации.

– Очень удобно, но все же главное для пациентов – качество лечения
– Будет и контроль качества. При ЦКБ создан Научно-экспертный совет, в который уже сейчас вошло более 40 докторов наук и профессоров – ведущих ученых не только Омска, но и России. Их задача – обеспечение качества выполняемых нами услуг. С этой же целью созданы условия для работы у нас шести кафедр последипломного образования Омской медакадемии. А точку зрения пациентов будет представлять Наблюдательный общественный совет, в который вошли очень авторитетные и уважаемые в регионе люди. Эта же роль и у Общественного совета при Росздравнадзоре, который активно взаимодействует с нами в качестве независимого эксперта.

– Клиника большая, понадобится много кадров. Но даже Рошаль признает, что послевузовская подготовка у нас очень запущенна. Где найдете столько хороших врачей, которые и диагнозы точно поставят и вообще смогут лечить без ошибок?
– Разумеется, нам потребуется много специалистов очень высокого класса – на старте более 100 врачей. Но я тут проблемы не вижу. Часть врачей будет работать в штате, но существенная часть меня вполне устроит в качестве совместителей. В медицине это обычная практика. Тех же профессоров, доцентов – не буду же я их переманивать во вред родной академии! И с ведущими специалистами, которые захотят у нас работать из других, в первую очередь частных клиник, будем договариваться. Не только с врачами, но и с их руководителями. Сейчас время партнерства. Вот с управляющей «Евромедом» Славой Шуголь очень комфортно общаемся. Уверен, что сумеем договориться и с другими. Ну а если с кем-то и нет – мы же понимаем, что врач не чья-то собственность, он всегда сможет принять самостоятельное решение.

– Наверняка за счет более высокой зарплаты и условий труда ЦКБ перетянет к себе врачей и медсестер из бюджетных больниц, которых там и так не хватает. Не замучает совесть из-за того, что добавите проблем бесплатной медицине?
– Знаете, я золотых яблок, особенно на старте, никому не обещаю. И многие из тех, кто хочет у нас работать, понимают, что в какой-то степени они даже потеряют в зарплате. Но у нас есть чем их заинтересовать, и как мы видим – это работает. С государственной медициной мы будем дружить. Конкурировать, но дружить. И мою позицию хорошо знают в нашем Минздраве. Мы сейчас совместно готовим программу государственно-частного партнерства, так что перспектив тут много.
А в отношении специалистов – государство периодически само вставляет себе палки в колеса. Буквально на днях федеральный Минздрав упразднил доплаты в государственном здравоохранении за ученые степени. При и так копеечных зарплатах, я считаю, это просто плевок в лицо нашим кандидатам и докторам наук. На словах – боремся за качество, а на деле... Так что если государство хочет реально (а не просто затрудняя нам жизнь) конкурировать – пусть и создает соответствующие условия!

– Федеральные чиновники здравоохранения все чаще говорят, что главная проблема российской медицины не в недофинансировании, а в невнимании, хамском отношении медиков к пациентам, отсутствии в клиниках информации о том, куда пациенту обратиться в конфликтной ситуации. Как намерены с этим бороться?

– Помните, у Булгакова: «разруха не в клозетах, а в головах». Любого работника нужно формировать и поддерживать. Когда у нас главврачи и начмеды позволяют себе орать на врачей, когда в больницах бухгалтеры и экономисты – это «элита», а врачи часто опущены до положения «писарей» – о каком самоуважении и уважении к пациенту может идти речь?! Только подвижники, единицы сохраняют себя в такой системе. Это с одной стороны. А с другой – многих из нас коробит, что мы оказываем и продаем медицинские услуги. Многие не хотят это понять, принять. И зря!

– Почему же зря?
– Ведь мы в любом случае продаем свой труд, только в государственной клинике зарплату платит бюджет, а в частной – сам пациент. И моя задача эту дилемму решить. Поэтому в ЦКБ по умолчанию врач – самый уважаемый человек, а все остальные, от санитарочки до гендиректора, существуют для того, чтобы создавать ему рабочий комфорт. Но и врач обязан создавать тот же комфорт своему пациенту. Те, кто эту идеологию принимают, – те наши. Если нет – в ЦКБ их не будет.
А конфликты возможны всегда. И тогда – есть общедоступный я и мой аппарат. И есть общественные советы. И есть Минздрав, и Роспотребнадзор, и Росздравнадзор. Так что арбитры и контролеры – на любой вкус...

– Нередко состоятельные омичи жалуются на то, что даже в известных частных клиниках города не предусмотрено элементарное. К примеру, пациентов самих могут послать за покупкой дорогих протезов к предпринимателю, который накрутил хороший процент. Вот как у вас с обеспечением больницы всем необходимым?
– Вообще не вижу проблемы. То, что можно будет получить у нас, – мы обязательно предложим. По лекарственному сопровождению наш партнер одна из наиболее ярких региональных аптечных сетей, если пациентов устроят их цены и сервисы – будем только рады, если нет – навязывать не станем. То же и по другим услугам. Если тот же «Евромед» предлагает нашим пациентам бесплатно коронарографию, я с удовольствием этим воспользуюсь, а не буду посылать больного за деньги в другой регион, даже если нам за это предложат вознаграждение. Мы докажем, что медицинский бизнес – не «обдираловка», а бизнес честный.

– Возможна ли ситуация как в одном из известных омских медцентров - когда ночью позвонила прооперированная там пациентка, а ей посоветовали обращаться в «скорую»?

– Я лишь в общих чертах знаю об этом – у женщины через полторы недели после эндоскопической гинекологической операции возникло массивное кровотечение. Как показало развитие ситуации (потребовалась неотложная операция с удалением органа), вызов «скорой» и срочная госпитализация в хирургический стационар были единственно правильным решением, так как ни в одной нашей частной клинике сегодня нет условий для качественного оказания помощи в потребовавшемся объеме.

А вот о степени ответственности этого медцентра перед пациенткой за возникшие осложнения мне судить трудно. С юридической стороны – я не знаю условий заключенного с пациенткой договора, была ли она предупреждена о возможных осложнениях, какие еще были приняты этим центром обязательства. С этической – я думаю, нормальный врач всегда отвечает если не перед судом, то перед своей совестью, все ли он сделал, чтобы не было происшедшего.

Кстати, для предотвращения и разбора спорных ситуаций мы в ЦКБ создаем специальное подразделение – Центр медицинских экспертиз, который я вижу в качестве честной арбитражной площадки. Мы для этого привлекаем ведущих экспертов, а обратиться к нам смогут как пациенты, так и медработники.

– Как собираетесь конкурировать с зарубежными клиниками – ведь не секрет, что при возможности омичи все чаще стремятся лечиться за границей (рассказывая, что российские диагнозы не подтверждаются в 90 процентах случаев)?

– Про 90% – это полный бред и словоблудие! Конечно, есть ряд стран, где отдельные (я подчеркиваю – отдельные!) направления медицины развиты в разы лучше, чем в России. Германия, Швейцария, Израиль, США – в клиниках этих стран фундаментально лучше дела обстоят с лечением онкологических и гематологических больных, некоторыми хирургическими вмешательствами, экстракорпоральным оплодотворением. Но там – не диагнозы меняют у наших пациентов, там просто результаты лечения лучше. И с такими клиниками мы будем дружить и уже дружим. С ассоциацией профессоров Германии, с крупнейшими госпиталями Израиля. И если у наших пациентов будут показания и возможности – будем рекомендовать лечение и там. Но давайте честно скажем, таких пациентов – тысячные доли процента. Основные пациенты ЦКБ – это самые обычные люди. А тут какая конкуренция? Они – все наши.

– Одинаковым ли будет отношение врачей к пациентам, которые просто будут получать платные услуги, и к тем, кто придет по полису ОМС?

– А разве может быть иначе? Какая разница что мне, что врачу, откуда ему оплачивается работа – из кармана пациента или из кармана государства? Поймите, время «дикого капитализма» уходит из бизнеса, и медицинский бизнес не исключение. ЦКБ для нужд нашего Минздрава вообще часть услуг будет оказывать бесплатно. Без ДМС, просто – за наш счет. Вот когда у всех к этому будет отношение как к норме – тогда и будет счастье!


Наталья Гергерт