Разницу результатов губернаторских выборов в регионах определил административный ресурс.

Последние выборы в регионах завершились с небывалыми показателями – не только за весь период путинского правления, но и за предыдущие 10 лет. Столько власть еще не набирала. Например, результаты действующих глав (все они – единороссы) Самарской, Челябинской, Волгоградской, Орловской, Нижегородской, Тюменской, Воронежской областей оказались вполне достойными регионов Северного Кавказа, если явку не брать во внимание. Кое-где, впрочем, и явка была немаленькая.
Политологи видят в этом две причины: с одной стороны, голосование шло «на патриотическом подъеме» (голосовал народ не столько за ставленников ЕдРа, сколько за нацлидера, поддержавшего их публично во всех регионах), а с другой – все основные соперники ставленников не прошли муниципальные фильтры.

Этим можно было бы объяснить 60 с лишним процентов, набранных большинством вновь избранных глав (меньше всех – 50 с небольшим – у главы республики Алтай). Там же, где они набрали под 90 или больше, как губернатор Самарской области, да к тому же при довольно приличной явке, без сомнения, сказались еще и другие факторы.

Автор этой заметки отслеживал предвыборные кампании, как и ход голосования, в двух областях – Тюменской и Новосибирской. Выборы в них совпали по всем политическим параметрам, но результаты получились довольно разными.

И там, и там от предвыборной борьбы были отстранены главные конкуренты партии власти. В Новосибирске облизбирком отказал в регистрации Ивану Старикову («Гражданская инициатива»), посчитав «недостоверными» несколько подписей глав муниципалитетов и депутатов, собранных им при выдвижении, поскольку они были «неверно заверены нотариусом».
В Тюмени Павла Дорохина (КПРФ) сняли с выборов уже после регистрации за «сокрытие сведений о судимости». Он действительно был осужден условно 14 лет назад по статье «незаконное хранение оружие». Как рассказала БК55 председатель Тюменского обкома Тамара Казанцева, оно не случайно у него оказалось, поскольку он вел в то время агиткомпанию за Зюганова, выдвигавшегося в президенты РФ – тогда оружие было обнаружено в городе еще у двух его доверенных лиц.
Коммунисты уверены, что «нарушение избирательного законодательства» сфальсифицировано, к тому же ЦИК, полагают они, намеренно выявил его слишком поздно, когда у партии не осталось времени, чтобы выставить кого-либо на замену.
Таким образом, предвыборная палитра и в Тюмени, и в Новосибирске получилась небывало скудной и идентичной: в бюллетенях три строки – действующий глава от ЕдРа, с которым соперничали представители СР и ЛДПР.


Исход выборов и том, и в другом регионе был, естественно, предопределен, и казалось, что результаты должны быть схожими, но они все же существенно разошлись. В Новосибирске врио губернатора Владимир Городецкий получил 64,97% голосов, у его оппонентов тоже неплохие проценты: жириновец Дмитрий Савельев набрал 18,82%, справедливоросс Анатолий Кубанов – 13,49%. И хотя отрыв победителя от соперников довольно большой, из-за низкой явки эту победу вряд ли можно назвать убедительной: воспользовались правом выбора 30,73% потенциальных избирателей – получается, что лишь пятая часть их отдала Городецкому голоса.


Победа тюменского областного главы Владимира Якушева – оглушительная: за него проголосовали 86,6% тюменцев, пришедших на избирательные участки, а явка на них составила 54,92%. Его соперники довольствовались ролью статистов: у Михаила Селюкова (ЛДПР) – 6,21%, у Владимира Пискайкина (СР) – 5,36%. На большее они, вероятно, и не рассчитывали, поскольку ни один представитель от этих партий за ходом выборов почему-то не наблюдал – выходит, результат их не интересовал. А независимым наблюдателям присутствовать на них не позволили: за два дня до голосования центр «Э» задержал активистку «Голоса» Екатерину Семушкину и руководителя местного отделения «Гражданина наблюдателя» Александра Куниловского – по подозрению «в подготовке провокаций 14-го сентября». Как рассказал нам член «Гражданской платформы» Игорь Самойлик, с молодыми людьми беседовали больше 5 часов, после чего они поняли, что наблюдать им все равно не дадут. «Со мной, – говорит Самойлик, – полиция тоже провела разъяснительную работу, и стало ясно, что приходить на выборы смысла нет».


В Новосибирске власть ограничилась «зачисткой» бюллетеней от неугодных кандидатур, а избирательные участки от наблюдателей не зачищали. И «Голосу» было разрешено вести наблюдение. Координатор его Галина Иванова сказала БК55: «Весь город охвачен нашими корреспондентами», и ни один не был удален.
Наверное, этим отчасти и объясняется такая разница в результатах. Секрет же высокой явки в Тюменской области, возможно, кроется в «Золотой осени». Ярмарка под таким названием прошла 14 сентября по всему региону попутно с праздничными программами – выставками, перформансами и т.п. При аскетическом политическом ассортименте выбор товаров был на любой вкус и цвет. Но главное, что, очевидно, вынудило местных жителей выйти из дому, – беспроигрышная лотерея: она прошла в 178 центрах, расположенных невдалеке от мест голосования. Было разыграно 375 тысяч (!) призов, среди них 4 квартиры и 20 автомобилей: все это заготовили предприниматели, решившие, очевидно, преподнести в подарок губернатору высокую явку избирателей.


Как пишут тюменские СМИ, ранее подобные ярмарки обеспечивали ее Сергею Собянину.


Так что определила разницу в итогах голосования между областями мощь административного ресурса: у новосибирского губернатора он оказался не так велик.


Все эти фокусы, беспроигрышные лотереи к выборам, разумеется, никакого отношения не имеют. Власти надо придумывать что-то новое: если внимательно присмотреться, то фантастические проценты слишком уж откровенно выпадают из рукавов «партии победителей».


Георгий Бородянский