Эксклюзивное интервью БК55 с уже бывшим директором департамента транспорта Олегом Осинским и с новым руководителем ведомства Виталием Масликом.
В среду стало известно, что Олег Осинский покидает должность директора департамента транспорта мэрии Омска - чиновник получил предложение от бизнес-партнера сенатора Голушко Сергея Калинина. Пока то, чем именно будет заниматься в структурах известного бизнесмена, Осинский не озвучил, ограничившись формулировкой «это точно не холдинг».
Сегодня же экс-руководитель департамента дал пресс-конференцию, на которой опроверг версию о том, что покидает пост из-за повышения цен в маршрутках. Чиновник, известный в журналистских кругах своей открытостью и всегда понятной трактовкой той или иной ситуации в отрасли, за которую отвечает, был крайне скрытен в вопросах о характере своей дальнейшей деятельности.
Однако в остальном дал четкие ответы: над предложением Калинина думал два месяца, новый руководитель, скорее всего, учтет его прежние наработки, но все равно все сделает по-своему, о мэрии остались светлые впечатления.
БК55, узнав подробности ухода Осинского, решил напоследок побеседовать с ним о сфере, которую он со следующей недели официально не возглавляет. На пару вопросов ответил и новый руководитель департамента транспорта.
Олег Иванович, как можете оценить помощь власти в плане финансирования? Легко ли было реализовывать идеи в Омске?
Мне действительно достаточно комфортно работалось в администрации, потому что действительно, в силу тех финансовых и не финансовых возможностей помощь была всесторонняя. Команда мэра достаточно комфортная, у меня прекрасные с ним отношения, и я постоянно ощущал поддержку с его стороны и от его заместителя, и от руководителей департаментов. Это правда. Вы знаете, у меня не было никаких конфликтов с подразделениями администрации Омска. Мы были погружены в свои заботы, поэтому, возможно, где-то и не обращали внимания на какие-то шероховатости, но в целом я благодарен всем тем людям, которые помогали мне и нашему департаменту в работе.
Как охарактеризуете работу специалистов в департаменте транспорта?
Это молодая эффективная команда с высокой работоспособностью и большими идеями. Мы действительно обладаем потенциалом. Департамент самообучающийся, и та энергия перемен, которая сегодня в департаменте транспорта есть, она продолжает нарастать. Я думаю, мой уход не повлечет каких-то серьезных проблем, а Виталий Николаевич быстро проникнется и только приумножит его эффективность.
Что вообще можете сказать о транспортной отрасли в Омске? Может быть, сравните с другими городами?
Осинский: Две недели назад я был в Иркутске, и мне пришлось ждать автобус на остановке - их нет. А у нас в городе сегодня вы не стоите на остановке. Посмотрите, какое количество машин. То есть с точки зрения пассажиров, у нас достаточно комфортная и быстрая доставка. С точки зрения безопасности движения - другая ситуация. Очень много подвижного состава, разномарочного, небезопасного.
Маслик: Городу Омску в свое время повезло в части муниципального транспорта. Было счастье, когда закупили большие автобусы. Они были конкурентоспособными и легко побеждали частников.
Какой вы видите отрасль в идеале?
Осинский: Идеальная ситуация - это когда большинство жителей и гостей передвигается на общественном транспорте: на больших автобусах, на больших трамваях, красивых, современных и комфортных. Когда свободные и пустые улицы. Когда мы быстро доставляем пассажиров из городка Нефтяников на железнодорожный вокзал. Но, к сожалению, нам нужно пройти такой период, когда мы все купим автомобили, наездимся, настоимся в пробках, и потом мы все дружно все-таки друг друга будем призывать пересаживаться на общественный транспорт. Мы должны создавать удобные условия в городе для пешеходов, для жителей. А не для автомобилей. Автомобилисты будут не рады моим словам, но это реальность, и никуда мы не денемся. Я и сам автомобилист, и сам неоднократно задумываюсь о том, верно ли я произношу эти слова. Но через десять лет, а, может быть, и раньше, мы придем к этому. К этому пришла Европа, да и весь мир.
Если мы говорим о тенденциях, то как относитесь к тому, чтобы ввести в Омске легкорельсовый транспорт — приоритетный вид общественного транспорта для ряда зарубежных экспертов?
Осинский: Я за любой вид транспорта, который позволит комфортно доставлять пассажиров. Легкорельсовый транспорт — таким является. Идея хороша, но есть очень много обстоятельств. Осуществление многих хороших идей требует средств, поэтому я предлагаю жить по средствам.
Какой вариант тогда приемлем?
Осинский: Самый простой вариант обслуживания пассажиров - это, конечно, автобусы.
Виталий Николаевич, а какие идеи у вас?
Маслик: Я пришел на эту должность, потому что мне интересно. Я в принципе работал в этой системе, и для меня это шаг вперед. Понятно, что будет непросто, это совсем другая работа, потому что парк - это производство, это хозяйство. Здесь все более глобально. Нужно перестраивать свое мышление, поэтому пока мы не будем говорить о каких-то идеях.
Будете работать над тем, чтобы убрать из Омска маршрутки?
Маслик: Да, конечно. Это вопрос очень серьезный, потому что так получается, что старые газели более опасны, чем старые автобусы. Хотим мы или не хотим, но в муниципальных предприятиях существует система по обслуживанию и поддержанию технического состояния транспорта.
Это ваша первоочередная задача?
Маслик: Ну что значит первоочередная задача. Мне очень трудно расставить приоритеты. Олег Иванович же не говорил: «Я сегодня буду выгонять старые маршрутки, а завтра буду менять графики движения.
Осинский: А может, и ставил.
Наверняка у новых руководителей, как правило, есть в уме какие-то приоритетные задачи.
Маслик: Нет, давайте пока об этом не будем.
Осинский: Есть долгосрочные перспективы, которые уходят на долгие годы. Вот, мы сегодня обговорили четыре варианта развития пассажирского транспорта в ближайшие годы. Первый - все остается, как сейчас. Второй - предприятие остается. Третий - другая форма собственности. И самый худший вариант - все остается, как есть.
Справка
Виталий Маслик в 1983 году окончил СибАДИ. После этого он несколько лет работал в пассажирском предприятии №7, начиная с должности механика, он стал директором - руководил предприятием семь лет. Также в течение 5 лет он отработал главным инженером ПП №7. Два последних года он работал в «Облтрансе» и Федерации профсоюзов.
Беседовала Мария Орлова