В какой-то момент у омских общественников настолько опустились руки, что они попросили депутатов не объяснять свои решения, а просто их озвучить, чтобы заседание закончилось быстрее.
Как и предполагали эксперты, омские общественники остались «с носом» - на Первый омский референдум из 15 подготовленных вопросов прошли всего лишь 3, при том, что один из них изначально прошел этап Горсовета еще в декабре прошлого года.
С самого начала заседания члены рабочей группы дали понять, чего стоит ждать омским активистам. Несколько депутатов задержались, и рассмотрение вопросов началось без них. Отметая предложения одно за другим, депутаты постоянно указывали одни и те же причины: либо в вопросе нет «местного значения», либо вопрос «неправильной или неточной формулировки».
Особенно ярко выглядел пример с вопросом о введении открытого голосования для депутатов Горсовета. Инициативная группа под предводительством бывшего дипломата Александра Минжуренко выдвинула вопрос о том, что стоит ли обнародовать результаты голосования депутатов Омского городского Совета вместе с персональными выборами каждого депутата. И депутаты, естественно, воспротивились.
Казалось, вопрос имел все шансы пройти: помощь пришла, как говорится, «откуда не ждали» - за общественников вступился депутат Горсовета, председатель комитета по вопросам ЖКХ и транспорта Виталий Путинцев.
- За голосование отвечает, при всем уважении, всего один человек. Он ведет подсчет результатов и публикует их - а ведь на него можно надавить, его можно купить, его можно заставить сфабриковать результаты. Поймите, эта система дает возможность депутатам врать не только своим коллегам, но и избирателям! Сколько раз такое было - после голосования спрашиваю у всех, кто как проголосовал - все говорят: «Мы сказали «да». И так 30 человек набралось, а как выводят на экране результаты - и 15 голосов за озвученную позицию нет! - раскритиковал систему Путинцев.
Однако вместо конструктивного диалога депутаты сочли нужным лишь «отбиться» от обвинений своего коллеги.
- Своими заявлениями вы дискредитируете Горсовет! Вы совершенно неправы, заявляя такие вещи. Сама идея правильна, но можем организовать ее и без проведения референдума, - заявил депутат Алексей Сокин.
Но Путинцев оказался не одинок. К нему на помощь поспешил депутат от фракции ЛДПР Алексей Ложкин. По его словам, эта «порочная» система слишком укрепилась в Горсовете, и никто с ней никогда не хотел бороться.
- Еще когда был председателем Совета Двораковский, первым вопросом на встрече мы задавали вопрос о том, как узнать, как проголосовал тот или иной депутат. Знаете, какой был ответ? «Бегай по рядам и смотри». XXI век у нас. Я не хочу бегать, я хочу знать, как и каждый житель нашего города, как проголосовал наш избранник. Потому что я не только депутат Омского горсовета, но еще и гражданин, - заявил Ложкин.
Виталий Путинцев (слева) и Алексей Ложкин (посередине)
Однако комиссия была непреклонна. На референдум могут попасть вопросы только местного значения.
- Данный вопрос не входит в этот список вопросов, - сказал председатель и спикер рабочей группы Евгений Аронов.
- Не нравится порядок - уйди! - выкрикнул депутат Александр Иванов.
Евгений Аронов
Тут уже не выдержали нервы и у общественников. Прекрасно понимая, что никто и ни при каких обстоятельствах их вопросы пропускать не собирается, они опустили руки. Некоторые из них сразу в этом признались.
- Уважаемые члены комиссии. Ваша рабочая группа занимается лишь вопросами соответствия или несоответствия наших предложений законодательству, а не их целесообразности, - отметил один из активистов. - Все наши вопросы вы обсуждали с позиции «целесообразность» или «мы это собираемся сделать или уже начали делать». Вы сами подумаете, городские народные избранники, вы сейчас киваете головами и говорите, что ваши выборы на городском уровне - это не вопросы муниципального значения. Поймите нас тоже правильно, некоторые вопросы уже изначально подготовлены для вердикта «пропустить», а другие - «не пропустить». Вам приходится объяснять, почему тот или иной вопрос не проходит - вот есть же те, которые проходят по местному значению, но у вас установка их «не принимать», и вы его не принимаете. Давайте тогда уже смотреть на их соответствие. Ну как вопрос о том, нужна ли постройка кремниевого завода может не быть вопросом местного значения? Или постройка домов в историческом центре города? Давайте смотреть шире, - закончили общественники.
И депутаты действительно послушались мнения омских активистов. Оставшаяся часть заседания прошла мимолетно - депутаты молча голосовали «не принимать» и даже не давали слова общественникам. В конце, выглядевшие понурыми и расстроенными, активисты взяли последнее слово.
- Господа депутаты, ведь вы же для омичей стараетесь. Так не надо принимать за них решения. Сейчас у каждого жителя города появилась возможность высказать свое мнение по самым острым вопросам в Омске - а вы лишаете их этой возможности. Народ еще не проголосовал, а вы за них уже все решили. Как всегда. Вы все-таки подумайте, что эта инициатива для омичей, а не для вас, - сказал Дмитрий Передельский, руководитель самой первой инициативной группы в Омске.
Дмитрий Передельский
В ответ депутаты лишь пожали плечами, мол, нет денег, и результаты референдума никто предсказать не может. Об этом открыто заявил единоросс Василий Мамонтов.
- Мы бы были рады Вам помочь, если бы это было бесплатно. А кто сможет гарантировать, что он пройдет удачно? Кто сможет гарантировать, что деньги будут потрачены на дело? - сказал он.
А закончилось все совсем угрюмо для общественников - депутат Александр Иванов предложил взыскать деньги за проведенный референдум с представителей инициативных групп. Его никто не поддержал, но осадок у Передельского и компании, думается, остался.
Алексей Гошкодер
Фото: Диана Огородникова