Наиболее тяжелая ситуация сложилась на переправе в середине августа. В пробке на паром тогда стояло почти три тысячи машин. Затор растянулся на 12 километров и почти достигал центра Керчи.
Водители дрались между собой, организовывали отряды самообороны, не пускающие никого в обход очереди. Чтобы разрядить ситуацию, местные власти организовали накопительные площадки для ожидающих парома автомашин. Благодаря этому заторы с улиц Керчи исчезли.
Переправа только для легковушек, а аэропорт - для машин
На подъезде к Керчи сотрудники дорожной полиции направляют автомобили, желающие попасть на паромную переправу, в объезд города на накопительные площадки. В порт «Крым» сейчас могут попасть только легковые машины. Сотрудник ГИБДД Геннадий Павленко пояснил: «Проезд для автобусов и малотоннажных грузовиков с 20 августа до 5 сентября перекрыт».
Первый накопитель на пути к переправе организован в аэропорту «Керчь». Взлетно-посадочная полоса временно превратилась в большую автостоянку. Прибывающих встречают диспетчеры. Они консультируют людей, бесплатно раздают воду, помогают машинам организованно парковаться в оборудованных рядах. В аэропорту установлены биотуалеты, душевые кабинки, техническая вода для хозяйственных нужд.
По словам диспетчера Андрея Харченко, на этой площадке есть место для 900 автомобилей. «Сейчас машин намного меньше, поток туристов уменьшился», — рассказал Андрей.
Под присмотром предпринимателей и мигалок
Под палящим солнцем хозяева автомобилей и их спутники ожидают своей очереди, чтобы выехать в другие два накопителя. Они находятся в порту «Крым». Люди коротают время, как могут: кто-то спит в машинах, кто-то, сбившись в группки, делится впечатлениями об отдыхе, другие прячутся в тени кафе, открытого предприимчивыми керчанами.
Цены доступные. Свиная отбивная с гарниром — 120 рублей, полтора литра минеральной воды — 50 рублей. Тут же устроены аттракционы для детей. 150 рублей стоит пострелять в тире или порезвиться в лабиринте. На эти забавы у туристов есть пять-шесть часов. После инструктажа сотрудника ГИБДД люди рассаживаются по машинам и колонной из трех десятков автомобилей в сопровождении полицейских с мигалками отправляются к переправе.
Дорогу перекрывают минут на пять, пока вся колонна не выехала. По пути во второй накопитель ничто не напоминает о былой многокилометровой очереди. Но на площадке в порту «Крым» машин больше, чем в аэропорту — около 500, да и ожидание здесь дольше. Стоять здесь не меньше 12 часов. По словам диспетчеров, накопитель в порту может вместить 950 автомобилей.
Три дня на дорогу
Здесь больше, чем в аэропорту, и сотрудников вспомогательных служб: охраны, МЧС, медиков. «Нас трое — медсестра, педиатр и терапевт, а на улице стоит машина «неотложки» для тяжелых случаев, — рассказывают сотрудницы медпункта. — Чаще всего к нам обращаются пациенты с тепловыми ударами, высокой температурой и расстройством желудка». А у пожарных, по словам командира отделения 15-й пожарной части Керчи Александра Алексенко, люди, как правило, просят воду.
Третий накопитель находится через дорогу от второго. Он меньше первых двух, и забит под завязку. В нем около 300 автомобилей. Пассажирка одного из них — Елена Старикова из Ставрополя. Вместе с семьей она отдыхала в поселке Штормовой. «Всего стоим мы часов 18, и осталось совсем немного дотерпеть, чтобы переправиться на другую сторону. Отдых в Крыму нам понравился, но пробки на переправе все впечатления портят. Если посчитать, то 3 дня отпуска мы потратили, что добраться в Крым и обратно», — посетовала туристка из России.
Дефицит мощностей
Каждые 30-40 минут приходят два парома. После их недолгой разгрузки машины с последнего накопителя выезжают на финишную прямую. Бригады диспетчеров вместе с моряками руководят погрузкой. Пассажирский билет от порта «Крым» до российского порта «Кавказ» стоит 162 рубля. Стоимость перевозки автомобиля зависит от габаритов: для машины длиной до 4,2 метра — 1190 рублей, свыше 4,2 метра — 1688 рублей.
По данным транспортников, сейчас между портами «Крым» и «Кавказ» могут курсировать до восьми паромов: шесть основных и два дополнительных, в том числе — железнодорожный. За сутки они в состоянии перевезти до 3 тысяч автомобилей и 20 тысяч пассажиров. Как бы там ни было, но, по мнению местного лоцмана Леонида, «сколько кораблей ни пусти, все равно не справимся — места в портах нет. В порту «Крым» всего два причала. Этого недостаточно в нынешней ситуации. Необходимо минимум четыре».
Андрей Мирошниченко