На днях министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов провел Общероссийское родительское собрание в формате видеоконференции с российскими регионами. Поучительное такое - просто, можно сказать, рецепт по улучшению качества образования в частности и жизни в целом.


Министра, например, спросили, что происходит с «продленкой» - мол, ходят слухи, что она будет платной. Он, как пишут в новостях, растерялся: «Может, это самодеятельность? Инициатива отдельных школ?» На самом деле «Закон об образовании», вступивший в силу еще год назад, не обязал, но разрешил установить цену на присмотр и уход за детьми, посчитав, что «продленка» - это не образовательные услуги школы, то есть не основные. Понятно, если затея пахнет родительской оплатой, государство тут же перестает ее финансировать, перекладывая заботы на регионы. Регионы тоже неглупые, скидывают это дело на родителей. Чиновники же понимают, что мамы и папы, несмотря на то, что называются участниками образовательного процесса, ничего не решают. По-моему, они думают, что родители не люди, а кошельки: хотят-не хотят, а деньги откуда-то берут и выкладывают. В Омске бюджет, конечно, денег на «продленку» не нашел, поэтому подсчитали, сколько она будет стоить, закончили комплектование групп… Плохо, конечно, но лучше уж платная, чем никакой. Но тут Ливанов сказал четко: «Наши школы достаточно финансируются, и вводить плату за «продленку» никак нельзя».


Выход, впрочем, уже в некоторых российских школах нашли - назвали продленки группами социально-педагогического развития, оформили лицензии на уход и присмотр. Теперь можно спокойно собирать деньги. В Омске пока не сообразили, но дело-то нехитрое. Хитрое - это оформить лицензию: долго, муторно, поэтому малышня переходит в разряд беспризорников. На пару месяцев в лучшем случае. И навсегда, если администрациям школ не захочется возиться с деньгами.


А им вполне может не захотеться, потому что Ливанов тверд: «Оснований собирать деньги с родителей нет». Пообещал применять жесткие меры в отношении «руководителей тех школ, где будет иметь место сбор средств с родителей, обручающихся на какие-либо нужды». Вплоть до увольнения. Деньги за «продленку», сменившую название и официально оформленную, это, видимо, не поборы, а плата за «дополнительные услуги». Но что именно имеется в виду под «поборами», министр не объяснил. Ну взятки – это понятно, но на них есть Уголовный кодекс. А вот ежегодные взносы в фонд класса и школы, ежемесячные сборы за охрану - это поборы или нет? По закону - вроде нет, если они добровольные. По жизни - они принудительные: сказали, сколько надо, столько родители и несут. Как я понимаю, тут вопрос в том, кто сказал: если учитель - будет считаться побором, если родитель - пожертвованием. Главное - все правильно оформить. Родителям от этого станет легче?


Никак нельзя, конечно, назвать поборами деньги, которые многодетные Омской области платят за рабочие тетради. Дело в том, что, по «Закону об образовании», все школьники должны быть бесплатно обеспечены «учебниками и учебными пособиями». Поэтому из регионального «Кодекса о социальной поддержке отдельных категорий граждан» с чистой совестью исключили пункт о бесплатном обеспечении «комплектами учебников». И пришли к выводу, что рабочие тетради были как раз частями «комплекта», а такого слова в Законе-то нет! Нынче многодетные мамаши покупают их сами - удовольствие, между прочим, от тысячи до трех на одного ребенка. Всех обхитрили. Но ведь по закону!


Радует, конечно, что министр, наконец, понял - зарплаты российских учителей не должны увеличиваться за счет дополнительных ставок. Ведь именно педагоги, работающие на полторы-две ставки, и «дотянули» зарплату учителей до средней по промышленности: их большинство. Правда, за счет чего теперь зарплата будет повышена, объяснил туманно: «мы работаем с регионами по этому вопросу». И ведь вовремя - нагрузка распределена, педагоги устроены, расписание практически составлено. Вот в поселке Таврическом нынче из трех школ сделали одну, учителей сократили, нагрузку на оставшихся усилили. Даже молодых принять в школы не захотели, чтобы лишним людям не платить. До сих пор-то главным словом в школе была «оптимизация». И не от хорошей жизни. Что теперь? Возвращать сокращенных и пенсионеров? Устроить охоту на молодежь? Боюсь, минобр просто увеличит количество часов на одну ставку, ну и оклад в соответствии с этим количеством. То есть получать педагоги станут то же, зато будет считаться, что не перерабатывают.


Или Дмитрий Ливанов прав - «школы сейчас финансируются в достаточной мере»? А где ж деньги-то? Почему омским школам едва хватает на латание дыр? Воруют? Тогда, может, искать надо? Но почему-то мне кажется, что федеральный министр не хочет знать лишнего. А региональные и знать не хотят, и рассказывать. Им, соответственно, не хотят рассказывать завроно, тем - директора… Назвали черное белым, и, оказывается, у нас все хорошо! Жить сразу легче!