Сегодня исполняется ровно 10 лет, как омский боксер Алексей Тищенко выиграл свое первое олимпийское золото. БК55 освежил впечатления вместе с именитым атлетом, который за две недели в августе 2004-го пережил удивительное превращение – из подающего надежды в полноценную звезду российского спорта.(ФОТО, ВИДЕО)

На Игры-2004 Тищенко пробился чудесным образом. В весовой категории до 57 кг тогдашний главный тренер сборной России Николай Хромов видел более опытного Раимкуля Малахбекова. Путевку в Афины омич вырвал всего за несколько недель до старта Олимпиады. Малахбеков «завалился» на чемпионате Европы и дал шанс своему молодому конкуренту. Тищенко стал лучшим на турнире в Польше, фактически вынудив Хромова переписать заявочный лист на главный турнир года.

– На Олимпиаду я пробился уже на второй год пребывания во взрослой сборной России, так что мне действительно повезло, – вспоминает Тищенко. – По ходу турнира я, конечно, волновался. Но еще больше переживал мой тренер Леонид Киселев. Наверное, даже хорошо, что он жил за пределами олимпийской деревни. Мы виделись в промежутках между боями, я слушал его советы. Но в остальном больше был предоставлен сам себе. Кстати, даже выиграв Олимпиаду, я далеко не сразу понял ценность этой награды. Полностью картинка в голове сложилась только на следующих летних Играх в Пекине. К тому моменту я отпахал с маленькими передышками четыре года, и это было действительно тяжело.

В Греции узловым для Тищенко стал поединок 1/8 финала против азербайджанца Шахина Имранова. Над россиянином откровенно поиздевались судьи. При абсолютно равном течении боя к третьему раунду они насчитали атлету из Закавказья десять очков форы. Развязка получилась неожиданной. Тищенко бросился отчаянно атаковать и случайно столкнулся с Имрановым головами. У азербайджанца открылось сильное рассечение, а омич сумел пойти по турнирной сетке дальше.

– Я иногда пересматриваю этот поединок и считаю, что провел его на хорошем уровне, – признается омич. – Кое-какие ошибки, конечно, видны, но в целом я выглядел нисколько не хуже Имранова. Что до судейства, то перед боем у меня возникли некоторые подозрения. На разминке к Имранову подошел глава судейского комитета. Тоже азербайджанец, его фамилия Абиев. На Олимпиаде он обладал широкими полномочиями, мог распределять бригады судей по собственному усмотрению. Они о чем-то долго разговаривали и это быстро заставило насторожиться. А, когда выяснилось, что я проигрываю, терять уже стало нечего. Я был на адреналине. Усталости не чувствовал, хотя мы бились в темпе выше среднего. Ну и получилось, что получилось.

До финала Тищенко сумел пройти еще два сложных испытания. Он последовательно одолел чемпиона мира-2003 Галиба Джафарова из Казахстана и корейца Ю Сек Хвана, которому уступил за год до встречи в Афинах. Мало того, право побиться за золото омич добыл ценой травмы плеча.

– Я так и не понял, когда получил повреждение. Отработал против Хвана, начал «остывать» и вдруг почувствовал боль. Когда пришел в олимпийскую деревню, левую руку уже не мог поднять – не то, что боксировать. Конечно, в голову сразу полезли нехорошие мысли, слегка запаниковал. Выручил врач нашей сборной. Мне сделали компресс, растерли плечо мазью, провели сеанс иглоукалывания – и боль потихоньку ушла. Перед финалом я спал крепко. А после помню, как Леонид Николаевич (Киселев) повторял: «Надо выигрывать! Жизнь пойдет по-другому!»

Решающий поединок против Ким Сон Гука из Северной Кореи Тищенко провел фактически образцово. Уже в первом раунде он нашпиговал голову и корпус соперника мощными ударами. К последнему удару гонга превосходство россиянина уже не вызывало сомнений – 39:17.

– В сборной России мой статус после Афин заметно вырос. Одно дело, когда люди обращаются к тебе как к вчерашнему юниору, другое, если ты сумел доказать, что уже что-то умеешь. Общения в команде стало заметно больше, у нас вообще на той Олимпиаде был мощнейший состав. Что касается повседневных привычек, то, конечно, пришлось что-то менять. Титул олимпийского чемпиона заставляет тебя относиться к себе строже. Скажем, пришлось адаптироваться к ситуациям, когда к тебе подходят совершенно незнакомые люди – надо было оставаться со всеми корректным. Еще такой момент. Было много приглашений на мероприятия. Я вообще не пью, но попутно приходилось следить, чтобы стаканы и бутылки были от меня как можно дальше – иначе могли возникнуть кривотолки. Само собой, необходимо было контролировать общение с журналистами. Потому что возникали ситуации: говоришь в интервью одно, а выходит текст, в котором смысл перевернут с ног на голову.

 

8 февраля 2011 года. Алексей Тищенко на пресс-конференции, посвященной уходу из большого спорта.

В 2011 году из-за хронической травмы шеи Тищенко завершил профессиональную карьеру. Сейчас его основное место работы – омский центр олимпийской подготовки по боксу. Бонусом прилагаются многочисленные поездки по стране. В апреле 2014 года его выбрали в Совет олимпийских чемпионов при национальной федерации бокса, на днях он летит в Ростов-на-Дону, где финиширует чемпионат России.

– Я иногда прихожу в зал, работаю в парах, – говорит Тищенко. – Перед чемпионатом страны помогал ребятам, поехавшими на турнир. Ну и для себя играю в футбол. Два раза в неделю – это уже привычка.

12-14 сентября самый молодой двукратный олимпийский чемпион в истории российского бокса презентует для омичей свой второй именной международный турнир. Вход в СКК имени Блинова будет свободным. Уже подтвердили свое участие боксеры из Казахстана, Монголии, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана. Ожидаются ответ от еще двух делегаций.

– Сборная России пришлет свой ближайший резерв, 19-22-летних ребят, – отмечает Тищенко. – Естественно, постараемся качественно подготовить омскую команду. Ну и сделать так, чтобы за пределами ринга тоже происходило немало интересного. Сейчас ведем переговоры с одним статусным гостем. Пока не буду называть имени, но если его график позволит заглянуть в Сибирь, то многие удивятся.

Алексей Тищенко и заслуженный тренер России Леонид Киселев.

И напоследок важная деталь. За всю свою спортивную карьеру Тищенко никогда не выступал по так называемому параллельному зачету. Предложений было много, порой очень серьезных, однако спортсмен продолжал приносить зачетные очки Омску. Нетипичный пример, учитывая всевозможные разговоры о депрессивности города.

– У меня были разные ситуации, но я отталкиваюсь от внутренних ощущений. Омск дал мне очень много, я стараюсь отблагодарить за помощь. Важно, что здесь живет моя семья, я ощущаю поддержку со стороны друзей. Кроме того, перед глазами пример моего тренера. Леонид Николаевич продолжает работать, искать новые имена. Мне тоже хочется найти парня, которому я мог бы передать свой опыт. Понятно, что выиграть две Олимпиады будет сложно. Однако преемственность поколений создавать необходимо. Это нормально, так и должно быть.

Константин Ивигин