Газеты облетела «хорошая новость» –  в Госдуму внесен законопроект  о повышении суммы материнского капитала до 1,5 млн рублей. Увеличенный капитал депутаты, правда, предлагают выплачивать семьям, в которых появится не второй, как сейчас, а третий и последующие дети.

Я думаю, этот законопроект в Думе пройдет, хотя, сумму, конечно, уменьшат. В отличие от  другого, разрешающего тратить материнский капитал на лечение и реабилитацию больных детей – он государству невыгоден.  Дело в том, что материнский капитал – вещь лукавая. Затевался он для того, чтобы улучшить демографию – во всяком случае, по версии властей, неустанно о нас заботящихся. И  уже в  2011 году впервые за 19 лет рождаемость в Омской области превысила смертность. С одной стороны,  по словам сотрудников опеки, капитал резко увеличил количество ненужных детей, поскольку те, кто рожает ради него, о правилах его выдачи не задумываются. С  другой,  по данным Пенсионного Фонда, с момента его введения в 2007 году,  более  47544 омских семей улучшили свои жилищные условия. Так же, как и большинство мам России. В основном, за счет ипотеки, которая выросла за это время на 45 процентов. Стало ли лучше жить людям, повесившим на себя кредитное ярмо, сказать трудно. Но то, что банкам стало веселей – это точно. Закон о материнском капитале появился в период кризиса, когда беднел не только народ, но и финансовые организации, а  ипотека почти сошла на нет. Можно ли считать мерой поддержки  тысячи, которые родители тотчас же отнесли  в банки – денежные карманы государства – и будут нести еще лет 20 уже собственных средств?  

В итоге государство убило двух зайцев – и само не обеднело, и народу иллюзию возможности приобретения жилья создало. Или трех? Ведь властям выгоднее, чтобы население находилось в финансовой кабале – зависимым человеком легче управлять. Строго говоря, можно обойтись и без ипотеки – когда ребенку исполнится три, дозволено улучшить жилье и без нее.  Но мало кто ждет обещанного три года – материнский капитал индексируется в соответствии с инфляцией, а не со стремительно растущими ценами на квадратные метры.  

Лукавство заключается в том, что по закону, используя маткапитал на улучшение жилищных условий, новые квадратные метры родители обязаны закрепить за всеми детьми в семье. Учитывая его размер – 429 тысяч – понятно, что на каждого достанется немного. Зато теперь это люди, обеспеченные жильем на всю жизнь. В государственные программы, предполагающие небольшие, но льготы на приобретение собственных квартир – типа «Молодая семья» или «Земский доктор» – они уже войти не смогут, так и оставшись счастливыми обладателями трех-четырех метров в квартире родителей.  А социальным сиротам, рожденным именно ради этих метров, государство больше ничего не должно. Если сейчас в очереди на жилье, по данным  Елены Старостиной, координатора Сибирской конфедерации труда, стоит около 4 тысяч детдомовцев Омской области, то к 2025-2030 годам сирот, нуждающихся в квартирах,  практически не останется – у каждого из них формально будет угол. Или сантиметр. Будущее этих детей вполне прозрачно – вернутся домой, на собственные квадратные метры, чтобы пить вместе с «бывшими» родителями или скитаться по помойкам. С этой точки зрения выдавать  маткапитал  не на второго, как сейчас, а на третьего ребенка, конечно, предпочтительнее – так обеспеченных жильем у нас станет гораздо больше.  Государство решит проблему  одним махом! Вероятно, и экономию уже подсчитали.

Наверное, нехорошо не доверять родному государству. И я бы доверяла, если бы, оно, к примеру, подняло детские пособия. Потому что до третьего ребенка-то еще дожить надо, как и до второго, впрочем. А государство упорно считает, что 248 рублей на питание младенца вполне достаточно. До полутора лет, правда, есть еще 40 процентов зарплаты или МРОТ для неработающих. А в садик детей берут с трех лет. Кстати говоря, не ввязываться в ипотеку, просто вложив маткапитал в жилье, можно тоже именно с трех лет. То есть государство на всякий случай обезопасило свои деньги –  вдруг не все до трех лет-то доживут? А ипотеку ничего, можно брать с рождения – все равно банки не прогадают.

Нет, конечно, заботиться о своих детях должны родители.  Но что делать женщинам  в деревнях Омской области, где нет и не предвидится рабочих мест? Не рожать? Так не бывает, если людям еще хочется жить. Эксперты Российской медицинской академии  выяснили, что лишь 20 процентов детей в возрасте до 3-х лет регулярно имеет мясо в рационе, а овощи употребляет только треть. Остальные живут впроголодь. Что за кособокая забота о «вторых, третьих и последующих»?  А с первыми что делать? Путь мрут?  В конце концов, материнский капитал можно сделать адресным – Дусе Ивановой из деревни Петухово он нужен больше, чем Алле Пугачевой из деревни Грязи. Можно,  строго отслеживая его использование, выдавать  наличными  и сразу, можно не ждать «последующих».  Можно, если создавать систему поддержки детей, а не любимых государственных деток – банков.

Наталья Яковлева