«Мы будем молиться Пресвятой Деве Монсерратской и нашему Господу, лишь бы нам разрешили не прекращать импорт испанского хамона», - говорит Сергей, владелец маленькой московской компании, которая торгует мясом и колбасными изделиями, сырами и другими испанскими продуктами. По словам Сергея, его магазин пока не ощутил последствий эмбарго: «На складах у нас достаточные запасы, мы их потихоньку распродаем».
Сергей уверен, что на хамон российские санкции не распространяются. Но хозяйка другого магазина, Юлия, возражает: «Я знаю, что эта тема обсуждалась в правительстве, и было подтверждено, что мы не сможем импортировать испанский хамон, итальянский прошутто, французский фуа-гра и другие деликатесы».
Среди запрещенных продуктов есть подгруппа с кодом 210 (мясо засоленное, в рассоле, вяленое или копченое), а также подгруппа с кодом 1601 (готовые колбасные изделия и их аналоги из мяса). Но оказалось, что многие поставщики импортировали хамон по коду 1602 («готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови»). Поэтому в первые дни многие сочли, что хамона санкции не касаются. Некоторые испанские грузовики с хамоном были вынуждены развернуться уже на границе.
Представитель ФТС Лариса Ледовских подтвердила в интервью Gazeta.ru, что хамон включен в список запрещенных продуктов, так как «подпадает под код 210».
«Что ж, решение найдется всегда, вопрос только в цене, - рассуждает хозяйка магазина Юлия. - Например, мы можем ввозить хамон в подарочном пакете, вместе с хамонерой, ножом и чехлом. Ввезем по другому коду, возможно, это сработает».
Но цены, несомненно, вырастут. «Поставщики, с которыми мы работаем, уже повысили цены, причем не только на запрещенные продукты. Оливковое масло не включено в список, но цена уже выросла процентов на 20», - поясняет Юлия. Она обещает не повышать цены, пока у нее есть запасы. «Но люди обезумели от санкций и разбирают все, словно перед Новым годом. Не знаю, сколько я продержусь без поставок», - добавляет она.
Группа X5, владеющая несколькими сетями супермаркетов, в понедельник получила от поставщиков предупреждение, что оптовые цены на красную рыбу, морепродукты и овощи с 11 августа повышаются на 20-36%.
Юлия замечает: если санкции не отменят, ей придется импортировать продукты из Сербии или Аргентины, но «уже по другим, более высоким ценам».
Конечно, россияне, мягко говоря, не каждый день едят хамон, который в Москве стоит 80 евро, рядовых граждан больше волнует эмбарго на украинские молочные продукты.
Элена Висенс