Белые грузовики с гуманитарной помощью прогрохотали через Россию в конвое протяженностью в не одну милю, медленно двигаясь на юг по шоссе M4, на фоне плодородных полей и «Лад», остановившихся на обочине дороги - их багажники забиты арбузами для продажи. Но, в то время как грузовики остановились, прилично не доехав до границы Украины, другой русский конвой прошел на территорию Украины поздно вечером в четверг.
Корреспондент The Guardian увидел колонну из 23 бронетранспортеров, армейских грузовиков, бензовозов поддержки с российскими военными номерными знаками, двигавшуюся к границе около русского города Донецка - примерно в 200 км от Донецка украинского.
Затем, после остановки на обочине, продолжавшейся до наступления темноты, этот конвой вошел на территорию Украины по грунтовой дороге через разрыв в заборе из колючей проволоки, обозначающем границу. Киев потерял контроль над своей стороне границы в этой области.
Эти военные транспортные средства вряд ли представляют собой полномасштабное официальное российское вторжение, и было не ясно, как далеко они запланировали проехать по территории Украины и как долго на ней находиться. Но это было неопровержимым доказательством того, что Украина уже давно утверждала, - что российские войска проявляют активность внутри ее границ.
Это было весьма странно, учитывая внимание к вышеупомянутому огромному конвою с гуманитарной помощью. Все время, пока конвой двигался к границе, контролируемой пророссийскими мятежниками, трудно было отделаться от ощущения, что эта помощь Москвы обладает потенциалом превратиться в медленное бедствие, возможно, даже вызвав момент перерастания скрытого грязного конфликта между Украиной и Россией в полномасштабный открытый. По версии Москвы, конвой - это жест доброй воли, столь необходимая помощь для жителей Восточной Украины. По опасениям Киева, конвой, в лучшем случае, циничная уловка; в худшем - своего рода троянская сороконожка, учитывая, что после пересечения границы его путь лежит по земле, которая больше не контролируется украинскими силами, а данные о характере груза приняты только на доверии.
Гуманитарная колонна сутки провела в городе Воронеже, продолжив путь на рассвете в четверг. Когда президент Владимир Путин более чем на два часа задержал свое обращение к группе российских топ-чиновников, собравшихся во вновь присоединенном Крыму, грузовики свернули с основной трассы М4 в сторону контролируемого повстанцами украинского Луганска. Тут же появились слухи, что Путин держал паузу, чтобы объявить, что конвой въедет на Украину вне зависимости, даст ли Киев зеленый свет или нет.
В конце концов, конвой затормозил вскоре после поворота, примерно за 20 миль до границы и вот уже прошло два часа, как автомобили выстроились на стоянке в аккуратные линии, подняв облака пыли.
По данным МИД России, в колонне 262 автомобиля, из которых 200 везут собственно гуманитарную помощь. Некоторые водители называют цифру 270. К их прибытию на месте стоянки уже разворачивался полевой лагерь, с десятком больших палаток и душевой зоны, где люди могли смыть грязь и пот долгого путешествия.
Грузовики могут быть набиты оружием, говорят некоторые. Другие утверждают, что машины подтянули заранее для обеспечения снабжения планируемого российского вторжения с использованием сухопутных войск, циркулирующих в приграничных районах. Было также предположение, что цирк вокруг таинственного конвоя нужен для отвлечения внимания от других российских передвижений, страх, видимо, обоснованный, учитывая военную колонну, которая пересекла границу в ночь на четверг.
Сотни водителей грузовиков в конвое одеты в идентичные цвета хаки футболки, шорты и шапки, похожие на униформу военного.
По мнению ряда наблюдателей, большая колонна, движущаяся с явной координацией верхнего уровня и сопровождаемая многочисленными автомобилями с российскими военными номерными знаками, навевает воспоминания о «зеленых человечках», участвовавших в присоединении Крыма в марте. Носившие зеленую форму без знаков отличия люди утверждали, что они местные добровольцы, хотя были явно хорошо обученными российскими оперативниками. Отрицавший российское военное присутствие на всем протяжении аннексии Путин позже признался, что российские подразделения были вовлечены.
Правда, манеры поведения, отсутствие дисциплины и, в некоторых случаях, телосложение, больше намекающее на пивные животики, чем на спецподготовку, говорит о том, что «коричневые человечки» из конвоя - явно не вышколенный спецназ, использованный в аннексии Крыма. Сами же они говорить о себе не хотят. Один сказал, что он был добровольцем от неправительственной организации, но замолчал, когда спросили ее название. «Мне платят, чтобы делал работу здесь, а не стоял болтал с журналистами», - заявил он, когда я попытался на него нажать, а затем смутился, когда ему напомнили, как он только что утверждал, что он доброволец, работающий на общественных началах.
Другие говорили, что они армейские ветераны, подчеркивая, что сейчас уже не служат. Возможно, конвой был собран тем же полуофициальным методом, который в России используют, чтобы найти добровольцев в ряды повстанцев-сепаратистов в Восточной Украине - телефонные звонки от организаций военных ветеранов, которые предлагают работу.
Здесь, на месте, посмеиваются над опасениями Украины, что конвой может перевозить секретный военный груз. Два «коричневых человечка», не назвавшие своих имен, ограничившись лишь пояснением, что они - «отвечающие за груз», предложили открыть любую из машин, выбранную наугад, и показать, что там внутри. Мужчины тут же кинулись развязывать веревки, удерживающие брезент на двух грузовиках, выбранных «отвечающими» и другими журналистами.
Внутри одного были белые мешки, полные гречкой, а другой был набит картонными коробками. Трое мужчин вскрыли одну из коробок, чтобы показать плотно упакованные спальные мешки. Попутно обнаружилась оригинальная хаки-сущность грузовиков, видимо, они только недавно были окрашены в белый цвет.
Никто не мог сказать, как долго они простоят на этой стоянке - несколько часов или несколько дней. Никому также не было ясно, прикажет ли Москва двигаться только с одобрения Международного комитета Красного Креста, или будет принято решение идти вперед, не дожидаясь этого, если дипломатические споры займут слишком много времени.
Одинокий автомобиль с дипломатическими номерами и символикой Красного Креста прибыл в расположение конвоя в четверг днем. Двое мужчин в нем подтвердили, что они чиновники Красного Креста, базирующиеся в Москве, но отказались дать более подробную информацию - будут ли они путешествовать с конвоем, есть ли планы осмотра груза, присоединятся ли еще представители Красного Креста на пути. В четверг вечером организация написала в «Твиттере» лишь, что «первоначальный контакт» с конвоем был сделан и что «многие практические подробности будут уточнены».
Грузовики, действительно, по-видимому, содержат гуманитарную помощь. И, несомненно, тяжела ситуация в крупных городах Восточной Украины, где тысячи не имеют воды и электричества, и укрылись в подвалах, чтобы избежать обстрелов. Тем не менее озабоченность Киева по поводу конвоя, с его тонко замаскированными военными оттенками, тоже понятна. Конвой сопровождали два военных вертолета, в голове и хвосте колонны шли автомобили с номерными знаками российских военных.
Отдельно в течение дня на трассе М4 мы встречали и еще несколько военных транспортеров, нагруженных артиллерией и танками. Местные жители говорят, что видели их еще чаще в прошлые месяцы, когда Украина обвиняла Москву в обстрелах своей территории со стороны России и транспортировке через границу тяжелого вооружения, в числе которого, якобы, был и ракетный комплекс «Бук», которым, как полагают, был сбит пассажирский самолет малазийской авиакомпании в прошлом месяце.
Шон Уокер