Россия ввела запрет на импорт сельхозпродукции из Евросоюза, США, Канады, Австралии и Японии. Владелец КФХ в Омском районе Андрей Беккер рассказал БК55, что в нашей стране делают лучше всего, а что следовало бы закупать.
— Андрей Эристович, на что, в первую очередь, влияет российский запрет на ввоз сельхозпродукции?
— Больших проблем, конечно, не будет. Все решится. Просто такие шаги пугают. Не хотелось бы опять уходить по ТУ сторону, как это было пару десятков лет назад. Когда это все начиналось, нам сказали, что перестройка будет 15-20 лет, и потом заживем! И вот все эти годы прошли, вроде начали двигаться вперед, и теперь мы опять скатываемся назад, по ТУ сторону. Очень жаль потерянного времени.
— ТА сторона — это дефицит?
— Я не думаю, что будет именно дефицит, потому что все равно мировая интеграция глубоко проникла во все сферы нашей жизни. Но люди жить лучше не станут. Продукты подорожают. Посмотрел я вчера на хитрые лица Лукашенко и Назарбаева — там все понятно. Эти же товары будут провозиться через их страны. Только в РФ они будут поставляться по высоченным ценам.
— То есть изменится только логистика?
— Конечно. У бизнесменов-импортеров так заточены мозги, что очень трудно будет проследить за этим всем. Что такое Казахстан? Это огромная территория, которая граничит с РФ. Те же самые яблоки из Польши поступят в Казахстан, и, сменив бумажные сопроводительные документы, их отправят к нам на 20-30 рублей дороже. То же самое с Белоруссией. От этого всего Россия потеряет огромные деньги на таможенных сборах — их теперь будут получать Белоруссия и Казахстан.
— Но по последним прогнозам, Белоруссия и Казахстан собираются увеличить экспорт своей продукции в Россию. Их гражданам хватит продуктов?
— Думаю, им хватит.
— Вернемся к России. Наши аграрии в состоянии производить качественную продукцию в том объеме, который сейчас от них требуется?
— Давайте поделим на составляющие. Зерно у нас очень высокого качества, не зря же азиатские страны у нас его закупают. Что касается свинины, по содержанию к российским фермерам вопросов нет. Кажется, свинья живет сейчас лучше, чем человек. У них содержание: кафельный пол, подогрев и прочее. По технологиям — тут Запад сильно нас опережает, но где-то 60% их технологий в России задействовано. Поэтому со свининой у нас тоже все будет нормально. С птицей тоже быстро наверстаем.. Самое тяжелое — это говядина.
— В чем проблема?
— Нам было выгоднее ее закупать. У нас и производство устаревшее, и вообще это убыточная отрасль. Министр сказал, что через полгода мы закроем проблему с говядиной, но чтобы вырастить голову на мясо, потребуется много лет.
— А молочная продукция?
— Молоко и там, и там некачественное. Корову подоили, молоко забрал завод, и дальше понеслись нормализация, обезжиривание и так далее. Если бы коровы знали, что с их молоком делают, они бы не стали его давать.
— Сможет ли этот запрет импорта заставить российских фермеров повысить качество своей продукции?
— С точки зрения повышения качества санкции — это не выход из ситуации. В вашем журнале недавно кто-то выступил с тем, что омским производителям не ныть надо, а больше работать. Меня эта фраза прямо покоробила. Зачем он так сказал?
— Что тогда может сделать отрасль лучше?
— Сельское хозяйство нужно полностью освободить от налогов. Тогда эти деньги оставались бы в отрасли, а не уходили к одни и тем же фермерам, которые очень любят бегать по коридорам министерства. Пускай строятся холдинги и большие производства, но маленькие фермерские хозяйства пусть не душат. Потому что благодаря им в стране сохраняется планка качества. В Западной России это еще осталось, а за Уралом уже нет.
— Запрещенные импортные товары — это еще и деликатесы, наподобие испанских сыров или хамона.
— Что такое хамон вообще! У нас есть наше прекрасное мясо со своими названиями. А это я даже не знаю, что такое, и знать не хочу [смеется]. Но вот сыр из Прибалтики очень хороший и вкусный был. Это надо было оставить.
— Некоторые омские рестораторы и просто гурманы говорят: «Ну ввели санкции, чтобы у этих стран был убыток. Но оставили бы деликатесы, которые никакой погоды не делают».
— Наши рестораторы такие люди, которые хоть из чего сделают конфетку. Ничего они не потеряют.
— Напрямую это не так страшно, конечно. Просто политика России... Вот он утром проснулся, этот товарищ [Президент РФ Владимир Путин], и подписал Указ. Прав он, не прав — сказать непросто. Но как можно такой огромной страной руководить «с одного кресла». Есть же атрибуты власти, есть депутаты, есть консультанты по разным вопросам. Даже у царей не было столько власти, сколько сегодня у нашего президента.
— Это признак монархии?
— Это хуже. Это тоталитаризм уже. Руководит страной почти 15 лет. Он уже физически устал, и люди от него устали. Вся эта эйфория с Крымом, это все шелуха. Крым сам по себе определился, упал в нашу копилку. Зато сейчас на этом фоне подскочил рейтинг президента.
Беседовала Мария Орлова
Фото: Диана Огородникова