На днях на пересечении улиц Красных Зорь и маршала Жукова в Омске сгорел деревянный дом, построенный более 100 лет назад. Кому выгодно уничтожать шедевры старины и почему общественность и власти не заинтересованы в реконструкции исторических усадеб, БК55 рассказал генеральный директор брендинг-агентства Oxymoron Александр Немчанинов.
– Основная концентрация старинных зданий находится в так называемой Казачьей слободе: в районе улиц маршала Жукова, 10 лет Октября, Масленникова. Есть шикарные постройки, их с каждым годом становиться все меньше и меньше. Грустно и больно наблюдать, как город теряет свой исторический облик. Последняя потеря – дом на пересечении улиц Красных Зорь и маршала Жукова. Я уверен, это был поджог, версия короткое замыкание исключается – в здании нет электричества. Этот дом не первый, который был уничтожен. Несколько лет назад сгорел флигелек в районе улицы 10 лет Октября. Ходили слухи, что его подожгли москвичи, купившие дом незадолго до происшествия. Сейчас на месте пожара ведется строительство каменной коробки.
Легко все это уничтожить и построить торговые центры. Мы пришли в этот мир, чтобы украшать своими деяниями планету. И человек должен жить в красоте и его мысли предопределяются красотой внешнего мира. Видя красоту, человек начинает по другому мыслить. Что видит нынешнее поколение? Страшные многоэтажки, обшарпанные фасады, безликие коробки, горы мусора. По статистике, в бетонных высотках никогда не вырастают гении и писатели. В этих районах высокая криминогенная обстановка, чаще совершаются грабежи, насилие.
Раньше строили на века. Могли строить замки, дворцы, но не строили. Потому что в замках человек болеет. Принимали в каменных хоромах, а жили в деревянных домах. Профессор Норбеков говорит: «Если вы хотите стать великим человеком, открыть свой бизнес, надо стать хозяином и жить на земле». Технологии строительства многоэтажных домов разработаны в древнем Египте для рабов. Проводили соцопрос у жителей многоэтажек, так люди на одни и те же вопросы отвечали одинаково. Потому что ограниченное пространство помещает сознание в темницу, без права на свободу.
Если сегодня все ценности свелись к деньгам, то деревянные памятники архитектуры могли бы приносить немалый доход в казну города, привлекая туристов из других регионов. Как это сделали в Томске и Тюмени. Соседний Томск является центром зодчества Сибири, там сохранили странные постройки, а новые дома строят с использованием новых технологий в той же стилистике. В Тюмени проводят экскурсию «Деревянная Тюмень». Кстати, одна интересная особенность в этом городе – на старинных наличниках было обнаружено изображение ананасов. Эта экзотика в Сибирь в то время никак не могла доехать. Предположили, что до революции в Тюмени выращивали ананасы. В Омске тоже есть, чем удивить туристов. В городе более 40 красивых особняков. Самому старому более 200 лет. У омского зодчества свой уникальный архитектурный стиль – уникальные светлицы, чердаки в форме звезды, очелье (верхняя часть) наличников, повторяющее узоры светлицы. Уникальны и сами «узоры мысли» – размыслы.
Фото Дмитрия Феоктистова
У меня такое предложение: если старинный дом находится в аварийном состоянии его надо отдавать предпринимателям за копейки, без аукционов и торгов, на условии, что будет восстановлен исторический облик здания. Например, дом рядом с Флагманом находился в аварийном состоянии, бизнесмены его снесли и построили точную копию здания. Это образец того, как надо поступать. Еще один пример – Гусарова, 29. После того, как бывшую усадьбу купца Липатенкова передали в частные руки, был восстановлен не только фасад здания, но и интерьер. Настало время действовать и приводить в порядок шедевры старины. А уничтожение деревянных домов надо приравнивать к измене родины и судить таких людей по всей строгости закона.