Сегодня в Омске скончался бывший главный тренер хоккейного "Авангарда" Леонид Киселев. БК55 достает из архива интервью, датированное 2012 годом. В нем история человека, который когда-то сумел совершить невозможное и сделать омскую команду известной всей стране.
- Леонид Георгиевич, сейчас профессиональный спорт тесно связан с представлениями о больших деньгах. Вы к шелесту купюр относитесь спокойно?
- Начнем с того, что я вообще вырос в очень небогатой семье. И с детства привык усердно работать. Мы жили в деревне Захламино, на окраине Омска. И, допустим, зимой я чистил проруби. Соседи приходили на реку, набирали воду. В месяц у меня набегало 10-15 рублей.
Да, я поиграл в хоккей на профессиональном уровне, но тогда омская команда не входила в элиту - о миллионных гонорарах в советском хоккее, если разобраться, вообще никто не мог мечтать. Первая машина - одиннадцатый «Жигуленок» - у меня появилась, когда я уже закончил карьеру. Тогда я работал начальником команды в футбольном «Иртыше», пришлось влезать в долги - я одалживал у отца, у тестя.
До того, как попал в «Иртыш», также приходилось крутиться. Работал в автодорожном институте на кафедре физвоспитания, получал 120 рублей. 30-40 рублей дополнительно приносили занятия с городскими любительскими командами, причем я тренировал и футболистов, и хоккеистов. Был еще чудесный опыт работы на селе. Стройка могла принести за месяц тысячу. Заработал - значит летом можно поехать с женой и ребенком на Черное море.
Омский «Авангард» при Киселеве превратился из безвестной команды в клуб-гранд.
- А в «Авангард» вы пошли работать на какие условия?
- В 1986 году команда барахталась во второй лиге чемпионата СССР. Мне как старшему тренеру полагались 200 рублей плюс премиальные - «полтинник» за каждую победу. Самое интересное началось с развалом Союза. От клуба отказался основной попечитель - завод «Трансмаш». И в 1992 году «Авангард» реально мог развалиться. У меня были предложения из других городов: езжай да работай. Но меня вызвал Валентин Третьяков, один из помощников губернатора Леонида Полежаева, и сказал: «Уедешь - хоккея у нас не будет».
Я остался. Команда перешла на хозрасчет. И вы не поверите, три с половиной года «Авангард» жил без какой-либо поддержки из бюджета. Крутились как умели: торговали сгущенкой-тушенкой, перегоняли из Тольятти машины, брали кредиты под какие-то сумасшедшие проценты. Было такое, мне приносили мятые рубли в коробках из-под конфет. И эти рубли мы отдавали хоккеистам.
«Авангард» перед стартом сезона-1990/91
- В 90-х годах ваше имя гремело в Омске. Могло быть такое, зашли в магазин, а с вас денег не взяли?
- Нет, что вы. (Смеется.) Я и сейчас-то смущаюсь, когда мне предлагают что-то со значительной скидкой. Вот мои друзья продают одежду от Pierre Cardin - говорят, только мне готовы отдавать товар за полцены. Это, пожалуй, единичный случай.
- А для вас лейблы вообще важны?
- Я на них не обращаю внимания. Да, одеваюсь вроде бы неплохо. Выгляжу опрятно, зарядку по утрам делаю. Но что я, не проживу без часов «Ролекс»? Да элементарно проживу! Знаете, каким достижением я горжусь? Я уже долгие годы остаюсь востребованным. Был период, пробовал заниматься зерновым бизнесом. Хватило на полгода. Дело закрутилось, а вот радости не приносило. И хорошо, что вскоре появился новый спортивный проект. Вот это - мое. Это дело я знаю и понимаю.
Леонид Киселев сумел превратить хоккей в главное омское зрелище.
- Сейчас принято говорить, что вся жизнь идет в Москве. Вас в столицу не звали?
- У меня сын Илья работает в Москве. У него хорошая должность - генеральный директор крупного строительного холдинга. В прошлом году Илья мне подарил на день рождения Audi A7. Я месяц в шоке был от такого подарка. Там же, в Москве подрастают внуки - Павел и Кирилл. Они уже взрослые, старшему 19 лет. Зовут к себе, конечно. Но что я буду там делать? Ходить на хоккей - а с кем? Или, допустим, можно купить квартиру где-нибудь в Болгарии. Но как представлю: а что с ней делать-то? Месяц пожил, а одиннадцать она будет простаивать?
- Друзья берут у вас деньги в долг?
- Сейчас могу гордиться - у меня нет долгов. Недавно продал старую машину, которую брал в кредит. Платил 18 тысяч рублей в месяц - ощутимая трата, скажу. А так, да, бывает, друзья обращаются. Понимаете, у нас очень старая компания, сложилась еще в студенчестве. Человек тридцать, между собой, мы называемся ООО «Толпа». Дружим семьями, отношения очень тесные. И, конечно, я всегда могу кого-то выручить.
С бывшим губернатором Омской области Леонидом Полежаевым
- Про большой спорт часто стали говорить как про царство «откатов» и «распилов». Вам предлагали похожие сделки?
- Как на духу говорю, нет. Понимаете, мир тесен. Я знаю почти всех хоккейных агентов, среди них не видел ни одного мерзавца. Да, слышал про «серые» схемы. Но вы попытайтесь мне ответить: как, провернув аферу, работать с этим игроком? Как ему в глаза смотреть?
Я совсем недавно работал в магнитогорском «Металлурге». В клубе трудится мой друг, Валерий Постников. И как-то один из знакомых бизнесменов мне звонит: может, сведете с нужными людьми, хотим торговать металлом с магнитогорского комбината. Набираю Постникова: «Викторыч, так и так». Он ответил: «И думать забудь. Малейшее подозрение в твоей выгоде - вылетишь с треском». И я понимаю, что Постников полностью прав.
- Ваш сын, вы сказали, стал серьезным бизнесменом. Вы ему помогали?
- Я старался с детства внушить Илье, что он, в первую очередь, должен рассчитывать на себя. Конечно, он пробовал себя в хоккее, играл в одной команде с нынешним тренером «Омских ястребов» Евгением Корноуховым. Знаете, сейчас родители часто позволяют себе «строить» детских тренеров. Мне и в голову не приходило сказать: «Ты там присмотрись к моему парню!». Это путь в никуда, ребенок от такой опеки только пострадает.
Позднее я спросил Илью: «Что тебя интересует, кроме хоккея?» - «Автомобили!» - «Прекрасно, - отвечаю, - иди, в СибАДИ». Он получил диплом, в «Авангарде» мне помогал - те же «Жигули» пригонял с ВАЗа в Омск на продажу. А позднее пошел в строительство. Так и пробился, в Москву его позвали уже как серьезного специалиста.
Последним местом работы Леонида Киселева стало скаутское бюро КХЛ.
- Вы себя можете назвать богатым человеком?
- Вы же понимаете, это вопрос слишком многогранный. Ну да, у меня очень хорошая квартира в центре Омска. Машина опять же под боком классная. Дачу мы вот 21 год строили - и наконец довели до ума. Но это ведь, если разобраться, не главное. У меня есть отличная семья. Есть любимое дело, проверенные годами друзья. Знаете, я опять же вспоминаю себя в 90-х, когда пришлось тянуть на себе «Авангард». Я ведь уходил на работу в восемь утра и возвращался часто за полночь.
Это ведь было настоящее испытание, но я его выдержал и ни в ком не разочаровался. Отлично помню, как после массы согласований «Авангард» наконец-то взял под крыло областной бюджет. Команду поставили на баланс с 1 января 1996 года. Чуть позже я предложил выйти на руководство компании «Сибнефть». В офис к ним пришел с письмом от Леонида Полежаева. Два часа слушал нотации нефтяников, зато необходимая виза была получена. И через неделю клуб получил первые три миллиона долларов. Нефтепродуктами. Их надо было еще продать, конечно, но к тому времени это выглядело уже плевым делом. И тогда в Омске появились первые дорогие игроки. Макс Сушинский по своему первому контракту зарабатывал 3 тысячи долларов в месяц. Сейчас это уже смешные деньги, конечно. Но тогда мы ходили гордые. За будущее «Авангарда» уже можно было не беспокоиться.
Константин Ивигин, «Любинский проспект», август 2012 года
Досье
Леонид Киселев, заслуженный тренер России.
Родился 21 апреля 1947 года в Омске. Как игрок выступал за омский «Локомотив» (1967-1969, 1972), новосибирский СКА (1970). Окончил Омский государственный институт физической культуры и Высшую школу тренеров. Работал главным тренером «Водника» (1977-1979), начальником футбольной команды омского «Иртыша» (1979-1982), главным тренером барнаульского «Мотора» (1985-1987), омского «Авангарда» (1988-1998), череповецкой «Северстали» (1998-1999), новосибирской «Сибири» (1999-2001), генеральным менеджером пермского «Молота-Прикамья» (2003-2004), нижнекамского «Нефтехимика» (2004), главным тренером минского «Динамо» (2004-2005), кемеровской «Энергии» (2005-2006) и екатеринбургского «Автомобилиста». Занимал пост помощника генерального менеджера магнитогорского «Металлурга» (2010-2011), вице-президента футбольного «Иртыша» (2011-2012). Также руководил департаментом физической культуры и спорта администрации г. Омска (1998).
Привел омский «Авангард» к бронзовым наградам чемпионата МХЛ-96. Прошел с клубом путь от второй лиги чемпионата СССР до элитного дивизиона. Стал основателем ДЮСШ «Авангард».
Умер 5 августа 2014 года.
Редакция БК55 выражает соболезнования родным и близким Леонида Георгиевича Киселева.