Как вы думаете, чем Омск похож на Китай? Разочарую: явлением отнюдь не позитивным. В Омске, как и в Китае, остро стоит проблема выбросов угольных ТЭЦ.
Выбросами китайских угольных ТЭЦ озаботились в этом году соседи Поднебесной. Ртуть и другие тяжелые металлы из выбросов ТЭЦ перелетают через Тихий океан и оседают на прекрасных берегах Калифорнии. А Япония уже много лет принимает у себя «кислотные дожди» и смог из Китая.
Японии подобные презенты, конечно, ни к чему. В итоге весьма озабоченные японцы вышли с предложением к Китаю передать им бесплатно 400 (!) инновационных технологий по улавливанию микрочастиц из выбросов энергетиков. И это невзирая на полувоенные отношения. Потому что экология превыше всего. А больные японцы обходятся государству очень дорого.
Почему Омск отапливается углем? Энергетики говорят, что это дешевле, чем обогревать газом. Но давайте разберемся, нет ли тут лукавства. Газ дороже, но всегда ли рачительно и ответственно подходит менеджмент ТГК‑11 к заключению договоров поставки газа и нет ли там лукавых приписок? Проверка по уголовному делу в отношении Константина Марченко покажет обоснованность включения в тариф около 200 млн рублей ежегодно за транспортировку газа на три километра до ТЭЦ-3.
Сегодня энергетики привозят около пяти миллионов тонн угля в год и пополняют на два миллиона тонн золоотвалы. Они должны их обустраивать, расширять, оберегать, проводить целый ряд мероприятий по недопущению ветровой эрозии и так далее. Кроме того, в Омске зимой регулярно выпадает «черный снег» сомнительного содержания, порой с полным составом элементов таблицы Менделеева. Там могут быть ртуть, уран, железо. Да, их дозы, возможно, микроскопические, но мы на собственных подошвах несем золу в офисы, квартиры, автомобили – в итоге получаем рост онкологических заболеваний в Омске на 10 процентов: такова статистика по прошлому году.
Можно делать из золы кирпичи, можно дороги и прочее-прочее… Но у нас нет ни технологий, ни умений, а главное желания и стимулов у энергетиков. Так и пылится омская зола, порой летая над городом, вплетаясь в «вихри враждебные»…
Ежегодно только от теплоэнергетиков Омск принимает 100 тысяч тонн разрешенных выбросов в год. Сколько их по факту, знают приблизительно лишь Роспотребнадзор и Ростехнадзор. У газа нет твердых остатков после сгорания. Метан считается сегодня наиболее чистым и экологически безвредным топливом.
Омску нужно переводить теплогенерацию на газ. Не раз обсуждал с различными представителями власти, что это был бы инвестиционно-привлекательный проект для любого коммерческого банка региона. Виктор Гаак, директор Омского филиала ТГК‑11, защитил кандидатскую диссертацию на тему перевода угольных ТЭЦ на альтернативное топливо, работает, по слухам, над докторской диссертацией. Но он, видимо, настолько увлечен научной работой, что ему некогда заниматься текущей деятельностью, всякими мелочами типа установки новых электрофильтров, ликвидации золоотвалов и т.д. Я думаю, было бы полезно всем, если бы менеджеры ТГК-11 перестали мучить ученого Гаака и отпустили бы его заниматься любимым делом – наукой. А после этого изучили опыт работы компании «Э.ОН Россия», которая, работая в нашей стране, стабильно за 2012 и 2013 получала по 29 млрд рублей прибыли по МСФО до налогообложения, и акционеры-немцы вывозили легально в Германию по 500 млн евро дивидендов. Этот опыт нужно внедрить в Омске.
Цена вопроса перевода ТЭЦ-5 на газ, по информации из газет, – 7,2 миллиарда рублей. Величина небольшая. Любой банк сегодня даст деньги под такой проект.
Если мы переведем основные ТЭЦ с одновременной модернизацией с угля на газ, то КПД вырастает с 30 процентов до 55. Сразу же изменится себестоимость энергии. Многие города в России уже обходятся без угля. Сегодня переводят на газ Челябинск: он участвует в целевой программе по реконструкции теплосетей и генерирующих мощностей.
Чем мы хуже жителей других городов? Почему омичи должны расплачиваться своим здоровьем за бездарность и пассивность наших управленцев? Не надо рассуждать об электрофильтрах, которые достаточно быстро выходят из строя и не справляются с очисткой при пиковых нагрузках, плюс требуют периодических регламентных работ. Нужно прекратить строить воздушные замки в различных стратегиях развития с привлечением заморских оракулов, ведь они здесь не живут и жить не будут.
Надо заниматься жизненно важными для города Омска проблемами. Сделать его чистым. И такой грязи, как мы наблюдали нынешней весной, не будет никогда. Мы же, в конце концов, не шахтеры, которые подписались на то, чтобы дышать не чистым воздухом, а угольной пылью и золой... А за экологичное тепло я готов платить больше – при условии, что у меня перед глазами будет понятный и разумный расчет тарифов.