Многоязыким, многоголосым, многокрасочным, шумным и излишне суетливым выдался праздник национальных культур, прошедший 3 августа в Парке культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ.
Как уже отмечал БК55, ответственный за проведение данного мероприятия департамент культуры администрации города Омска, особо не отягощая себя фантазией и поиском нестандартных режиссерских идей, решил посвятить очередной фестиваль национальных культур свадебной тематике.
От национально-культурных объединений, руководителей которых городские режиссеры и помощники режиссеров буквально изнурили в июле-месяце звонками по оргвопросам, потребовалось выставить пары женихов и невест в национальных костюмах, а желающим – показать на большой сцене фрагмент национального свадебного обряда.
Сам праздник начался в три часа дня торжественным шествием свадебных пар от центрального входа парка по направлению к главной сцене. Под несмолкающие звуки шансона, доносящиеся из репродукторов соседних кафе, проследовали сначала «цыгане шумною толпой», затем с громкими свадебными выкриками немцы, следом – казахская свадьба, за ними – все остальные. Национальные костюмы радовали глаз своей яркостью, красочностью, праздничностью. Только для рядового зрителя было непонятно, представители какого народа проходят мимо.
– А это кто? – только и слышалось в толпе. – Киргизы?
– Нет, это таджики.
– Да какие таджики? Это узбеки!
– А вот это японцы.
– Не японцы, а китайцы. – Вообще-то, это корейцы.
– Да что они не могут объявить, кто это? – выражали недовольство зрители.
Основное праздничное действо развернулось в так называемой национальной деревне, расположенной в лесной зоне парка недалеко от главной сцены. Пространство здесь было сплошь усеяно палатками, представляющими, пожалуй, все имеющиеся в Омском Прииртышье национально-культурные объединения. Казаки, немцы, татары, казахи, латыши, поляки, украинцы, чуваши, болгары, представители народов Средней Азии и Кавказа стремились продемонстрировать отдыхающим наиболее значимые стороны своей национальной культуры: в национальных блюдах, в костюмах, в декоративно-прикладном творчестве, в песнях и народных забавах.
И это удалось: многочисленные зрители с любопытством и интересом останавливались у каждой палатки, фотографировались, общались, а то и танцевали под зажигательные кавказские мелодии и казахские песни. Не обошло вниманием национально-культурные центры и руководство города: у палаток были замечены мэр города Вячеслав Двораковский, его подчиненные Ирина Касьянова и Радмила Мартынова, председатель Омского горсовета Галина Горст. А депутат Государственной Думы РФ Олег Смолин, завсегдатай таких праздников, не прочь был осушить чарочку с представителями латышского центра «Звайгзните».
На главной же сцене наблюдался сплошной «винегрет»: плохо усваиваемые зрителем из-за неважнецкой акустики и уличного шума фрагменты национальных свадебных обрядов (которые все-таки предназначены для камерных условий) перемешивались с песнями и танцами, абсолютно далекими от свадебной темы. Зритель, пришедший на праздник, хотел танцевать и веселиться, а не вникать в суть обряда сватовства или выкупа невесты. Поэтому на «ура» воспринимались задорные украинские песни и цыганские пляски.
К необычным моментам праздника можно было отнести шуточную регистрацию брака у начала центральной аллеи. Всем «брачующимся» в торжественной обстановке выдавалось свидетельство о регистрации брака на празднике национальных культур «Под общим небом» и предлагалось завязать ленточки на ветки бутафорского свадебного дерева. «Уровень сельского сабантуя начала 60-х годов, – подытожила общее впечатление от праздника моя знакомая активистка одного из национально-культурных объединений. – Неужели такое же нам готовят на 300-летие Омска?
Что вполне возможно, учитывая возможности городского департамента культуры и режиссерской группы КДЦ «Современник» оригинально мыслить и выдавать новые творческие идеи. Впрочем, действительно хорошего, добротного качества, на высоком уровне, сельские сабантуи давно уже делает Омский Дом Дружбы. Не мешало бы чиновникам департамента культуры перенять этот опыт у своих областных коллег.
Анастасия Леонтович
Фото автора