Омский предприниматель, директор фирмы «Эковата Омск Инжиниринг» Юрий Ириняков недавно побывал во Львове. В городе, где Степана Бандеру воспринимают как национального героя и введен запрет на празднование 9-го мая. Как встретили русского бизнесмена в «цитадели бандеровщины» и как жители города относятся к событиям на юго-востоке Украины, г-н Ириняков рассказал «Бизнес-курсу».

– Юрий Михайлович, как вас пустили в Украину, ведь существует запрет на въезд российских мужчин от 16 до 60 лет?

– Спокойно. Никто меня не обыскивал, рук не заламывал, из страны не депортировал. Наш самолет был единственным в аэропорту, причину отсутствия другого авиатранспорта на взлетной полосе я не знаю.

– Вы во Львове были первый раз?

– Да. В городе находился два дня по делам бизнеса. Львов удивил меня во всех отношениях. Красивый европейский город. Много костелов, памятников архитектуры. Если не слушать украинскую речь, то создается впечатление, что находишься в Австрии или в Чехии. Очень много иностранных туристов. Кстати, бандеровцы во Львове стали национальным брендом, как в России матрешка. Футболками, магнитами с фотографи­ями Степана Бандеры буквально завалены лавки с сувенирной продукцией. Есть на лотках и антироссийская атрибутика.

– Мой родственник посещал Львов в лихие 90-е. По его воспоминаниям, на вопросы, заданные на русском языке, местные жители ему не отвечали. Каково отношение к россиянам на западной Украине сегодня?

– Негатива я не почувствовал. Отношение к русским нормальное. Ни разу на меня ни в магазине, ни на улице никто не огрызнулся. В кафе «Правый сектор» на мое восклицание: «Ну что, москаля кормить будете?» ответили: «Конечно». Я их просил дать мне на вынос «коктейль молотова». Они рассмеялись и заметили, что в витрине стоит муляж. В другом ресторанчике сотрудники мне сказали: «Да какой же ты москаль – ты россиянин. В России один москаль – Путин». На улице все улыбаются. Ни факельных шествий, ни демонстраций неофашистов я не увидел. Познакомился с парнем. Он приехал во Львов два года назад из Питера, после того как его строительная фирма обанкротилась. По его словам, никаких гонений на национальной почве он не испытал.

– Расскажите поподробнее о цели вашего визита во Львов?

– Я летал во Львов, чтобы заключить договор на поставку украинского оборудования в Омск. К тому же обсудил со своим бизнес-партнером идею создания совместного российско-украинского предприятия.

– Не боитесь в такое нестабильное время начинать совместный бизнес? Риски просчитывали?

– Работая в России, уже ничего не боишься. На первоначальном этапе линии будут изготавливать во Львове и привозить в Россию. В дальнейшем производство будет перенесено на территорию Омской области. Ребята производят уникальное оборудование для производства утеплителя, и мы купили у них лицензию.

– В чем уникальность оборудования?

– У него энергопотребление в два раза меньше российских аналогов, а качество продукта выше. Оборудование занимает мало места и очень удобно в эксплуатации. В результате все это скажется на себестоимости продукции. Кстати, наши украинские партнеры ведут с нами все финансовые расчеты только в рублях. По их мнению, это более стабильная валюта, нежели доллары.

– А ваш бизнес-партнер по национальности украинец?

– Да, Зиновий Зозуля.

– Наверное, вы с ним говорили о ситуации на юго-востоке?

– Что такое правда и что такое истина – это сложное понятие. Например, если на тень от цилиндра посмотреть в фас, она выглядит как прямоугольник, если с боку – как круг. А на самом деле это цилиндр. Вот так же и с действиями на Украине. Каждая сторона подает происходящее со своей позиции. Телевизор во Львове смотрел, а там показывали жителей Славянска. Бабушка со слезами на глазах рассказывала: «Пришли люди с автоматами, говорят: от бандеровцев вас охранять будем. А я отвечаю: у нас бандеровцев не было, живем ­спокойно. Потом началась стрельба, пенсии не приходят, денег у людей нет, съели все, что было в погребах».

Западенцы, то есть западные украинцы, оправдывают военную операцию на юго-востоке страны тем, что так Украина защищает страну от распада. Мой бизнес-партнер приводил пример Чечни. Она же тоже хотела отделиться от России, в нее ввели войска. Грозный был разрушен. Такая же ситуация с Донецком и Луганском. Во Львове развернулось движение солдатских матерей, которые не хотят пускать своих детей на войну.

– Чем можно оправдать действия боевиков правого сектора в Одессе, когда заживо были сожжены люди?

– Как мне показалось, про поджог в Одессе жители Львова не то что говорить, даже знать не хотят. Люди стали более прагматичны и не верят тому, что видят по телевизору или слышат по радио.

– Надеются ли жители Львова на какие-то положительные изменения в связи с подписанием соглашения о сотрудничестве с Евросоюзом?

– Особой радости по этому поводу у них нет. Все понимают, что их в кабалу загоняют, кредит придется отдавать. Жителям Львова до Кракова – 70 километров, 500 километров до Берлина, они и так всегда ездили в Европу и даже работали там. Сейчас никто из них не рвется трудиться в Европе: в Испании бешеная безработица, в Германии пенсионный возраст повышают, а зарплата на Украине выше, чем в Италии.

– Прочитала в интернете, что на Крещатике продается туалетная бумага с изображением экс-президента Украины Виктора Януковича «Почувствую каждого»...

– Во Львове такой «сувенир» я тоже видел в продаже. Януковича хохлы не уважают. Считают его вором, трусом и виновником гражданской войны. Помните, как в Маугли – «Акела промахнулся». Всего один промах – и доверие к тебе пропадает. Также и у ­Януковича произошло, он испугался. Надо было сразу разогнать Майдан, и жили бы дальше спокойно. Украинцы сравнивают Майдан с беспорядками на Болотной. Что бы было, если бы тогда Путин уехал в другую страну и оттуда махал кулаком и грозил зачинщикам беспорядков? Зачем Украине такой президент, который при первом же шухере убегает из страны?

– А про Путина что говорят западенцы?

– О Путине они отзываются с нескрываемой злобой, проводят параллель с Гитлером. Но мне кажется, что им самим хотелось бы иметь такого сильного президента, который может огрызнуться, по столу ударить и имеет вес на международной арене. Или как Александр Лукашенко. Он все обещания свои сдерживает и предлагает забрать Украину в Белоруссию и навести в стране порядок.

– Политику нового президента Петра Порошенко народ Западной Украины поддерживает?

– Они говорят, мы прекрасно понимаем, что у нас президент – временный. В государстве не может быть безвластия. По конституции на Украине прямое президентское правление, там все президент решает.

– Порошенко – олигарх и будет принимать решения в интересах своего бизнеса...

– Альтернативы не было. Есть хороший депутат в Харькове, Евгений Мизулин, люди хотели видеть его президентом страны. Он за мирный путь решения конфликта и против военной операции на юго-востоке страны. Украинцы прекрасно понимают, откуда ветер дует. Что это политические силы США хотят разъединить русских с украинцами. Им тоже война не нужна. Они говорят: надо садиться и договариваться. Все мы братья-славяне, расходились из Киевской Руси в разные стороны. Сейчас надо налаживать культурный обмен, объединять народы. А кричат «кто не скачет, тот москаль», только майданутые. Их надо показывать на площади в клетке, как в зоопарке, на потеху публике.

Беседовала Анастасия Скворцова