На следующей неделе РЭК примет решение о повышении стоимости проезда или отказе маршрутчикам, которые в очередной раз подали документы в комиссию. По мнению частных перевозчиков, уровень обоснованной цены за проезд в маршрутке вырос почти до 32 рублей. БК55 попросил экспертов дать свои прогнозы по ситуации.
Иван Меняйлов, руководитель НП «Безопасный город»:
- Думаю, предельный тариф сделают 23 рубля, а реальный будет 20 рублей. Как это отразится на рынке? Возможно, количество маршруток увеличится, как и было после прошлого повышения платы за проезд. Крупные перевозчики, как и рядовые омичи, на мой взгляд, в этом не заинтересованы. Уже сегодня, по нашим подсчетам, в Омске ездит около тысячи «нелегалов». Куда больше?
Нужно регулировать количество машин, тогда и тариф не нужно будет повышать. Но этим не занимаются. Говорят, нет федерального закона. Однако при желании рычаги всегда можно найти. В частности, согласно техрегламенту машины старше 2005 года, не имеющие АБС, не имеют права возить пассажиров, однако ГАИ в этом направлении почему-то не работает.
Николай Артемьев, руководитель НП «Омскавтодор»:
- Конкретную цифру не назову, не вижу смысла гадать на кофейной гуще, мы заявку в РЭК не подавали. Моя позиция такова - тариф должен быть экономически обоснованным. Если коммуналка (а это мытье машин, отопление в гаражах и т.д.) растет, цены на топливо повышаются, инфляция скачет, то как плата за проезд может не увеличиваться? И РЭК для определения этой цифры вообще не нужна, ее должен определить рынок, то, что у нас происходит, – профанация.
Игорь Федоров, блогер:
- Это, конечно, безобразная ситуация, когда поездка в муниципальном транспорте стоит столько же, сколько у частников. Как уже и сам мэр говорил, происходит повальное бегство от муниципалов в маршрутки. Столько будет стоить проезд в маршрутке? Это вопрос политический, поэтому выше 20 рублей не поднимут. Хотя я не исключаю, что и в этот раз цену могут не поднять вообще, хотя в этом заинтересованы и газелисты, понабравшие кредитов, и мэрия, так как страдает муниципальный транспорт.
Факторов, влияющих на это, много. Во-первых, сами перевозчики у нас еще довольно разрознены. Во-вторых, и область может таким образом «наказывать» город. Губернатор Назаров ведь уже не раз выступал с критикой муниципалитета, что, дескать, не работают чиновники над увеличением налоговой базы за счет частных перевозчиков. Но толку нет.
А если говорить про ситуацию в целом: количество частного транспорта по сравнению с муниципальным уже перевалило за половину. И эта тенденция будет только обостряться. 26 июня сократили очередные четыре автобусных маршрута. Да еще и санкции из-за Украины в отношении России могут негативно сказаться: запчастей не купишь.
Андрей Алехин, депутат Законодательного Собрания:
- Повышать тариф нельзя, потому что деньги будут идти в карман «пастухов». Сегодня страдает муниципальный транспорт? А зачем повысили тариф?! Решать проблемы через полупустой карман наших граждан – самый простой вариант. Да и над сбором налогов с частников мэрия не работает, как я вижу. С ними надо воевать! Не исключаю, что мэрия и газелисты, как самые заинтересованные лица, уже договорились с РЭК. Какой тариф установят? Очевидно же, что больше 20 рублей нельзя повышать. У частников уже сегодня рентабельность 90 процентов! Куда больше? Они вообще обнаглели, им отказали в 25 рублях, они просят 32!