Пока бывший первый заместитель председателя правительства Омской области Юрий Гамбург томится в СИЗО, мы решили поинтересоваться у экспертов: допускают ли они возможность возвращения Юрия Викторовича во власть?


«Нет, это уже невозможно», – уверено большинство аналитиков, согласившееся поговорить с нами на условиях анонимности.


«На мой взгляд, очевидно уже сегодня, что решение суда не будет в пользу Гамбурга и Меренкова, – рассуждает один из экспертов. – Кроме того, начинают всплывать все новые и новые факты сомнительных сделок, заключенных сотрудниками и депимущества, и Минимущества под руководством Гамбурга. Это, к примеру, и история с тремя гектарами дендропарка, которые почему-то отдают неким Петровым, и скандал с «песочными» конкурсами…»


Неоднозначным, на взгляд нашего собеседника, было и решение отдать разворотную площадку на улице Партизанская «Основе Холдинг» Игоря Антропенко в обмен на фактический «неликвид»: тротуары и другие земли общественного назначения вдоль той же Партизанской и Оми (горожане и так пользовались этой землей, как обычно и бывает в подобных случаях). Об этом написала газета «Коммерческие вести».
Кроме того, есть информация, что заместители Гамбурга сейчас «сдают» на допросах своего шефа для того, чтобы избежать личной ответственности, поэтому не исключено, что могут появиться и новые уголовные дела.


Однако все же не все наши респонденты были настроены так пессимистично. Есть мнение, что влиятельный первый заместитель может не только избежать тюрьмы, но и вернуться в рабочий кабинет.


В качестве примера, что такое возможно в России, приводится судьба зама министра финансов России Сергея Сторчака, который действительно смог вернуться из мест не столь отдаленных на прежнюю работу.


К тому же, по мнению нашего собеседника, 400 миллионов вменяемого ущерба – величина не реальная, а виртуальная, и не исключено, что эта цифра может быть уменьшена в результате других экспертиз. Следовательно, статья 286 («превышение полномочий») может быть переквалифицирована в 293 («халатность»). «А это уже совсем другая история, максимальное наказание по 293-й – два года.


К тому же, и предмет судебного разбирательства – земля – никуда по сути не делась, и ее можно вернуть в бюджет (над чем, кстати, сейчас активно работают силовики), а значит, речь идти будет вообще не об ущербе, а об упущенной выгоде.


Кроме того, спорное распоряжение подписывали не только Гамбург с Меренковым, согласно существующему порядку должен быть лист согласований, на котором стоит порядка двадцати подписей специалистов департамента. Возникает вопрос: почему тогда не привлекают к ответственности всех? Или это был сговор? Но доказательством наличия сговора силовики не занимались. К тому же, здесь нужно доказать, что все подписанты имели корыстный интерес, что очень сложно (кстати, как и в отношении Гамбурга тоже). И опять же ответственность мэра Шрейдера в этой ситуации никто не отменял. Почему, собственно, должен сидеть один Гамбург?


Если же не было сговора с корыстными целями, то, значит, была просто ошибка, промах. А по статье «халатность» срок давности привлечения к ответственности небольшой, в данном конкретном случае (сделка была в 2008-м) он бы уже истек еще в 2010 году, более того, может быть и такой вариант, что и судимость может быть к настоящему моменту снята.


«Юрий Викторович будет чист как стеклышко с точки зрения закона, – резюмирует эксперт. – И почему бы ему тогда и не вернуться в правительство? И, кстати, почему не взыскать ущерб с государства как минимум за вынужденные прогулы, как это в свое время сделал руководитель налоговой инспекции Омска Владимир Федоренко, которого в свое время незаслуженно приговорили к трем годам лишения свободы?»


В рубрике «Версия недели» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.